Публикации
"Цифровые ресурсы в работе словесника", учитель русского языка и литературы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цифровые ресурсы в работе словесника", учитель русского языка и литературы"
Автор: Бушманова Анна Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цифровые ресурсы в работе словесника", учитель русского языка и литературы"
Автор: Бушманова Анна Михайловна
«Цифровые ресурсы в работе словесника»,учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ №105» города Воронеж Бушманова Анна МихайловнаСогласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования является обеспечение современной информационно-образовательной среды.Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.Также во ФГОС второго поколения особая роль отводится личностным образовательным результатам выпускника. Цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР) на уроках русского языка и литературы помогают формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, активность, самостоятельность, духовность и нравственные ориентиры.Так активное использование ЦОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.Развиваются технологии, а также изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и, как следствие, повышает уровень обученности учащихся.На уроке можно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфографические или пунктуационные правила. В отличие от печатных, электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. На этапах повторения и закрепления материала используются интерактивные тесты. Электронные учебные модули (информационные, практические, контролирующие) дают очень большие возможности для развития творческих способностей детей.ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Он из «репродуктора» знаний превращается в разработчика новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности. Правильно подобранный к уроку ЦОР пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы Создано множество различных коллекций цифровых образовательных ресурсов, включающих тематические коллекции, инструменты, программные средства. Повышают наглядность, интерактивность урока русского языка анимированные рисунки и иллюстрации; интерактивные определения, правила, таблицы, учебные тексты; электронные задания, тесты, словари и справочники.Обновление содержания учебных дисциплин предусматривает решение педагогическим работником различных методических задач, в том числе подбор методов и приемов по реализации обновленного содержания предмета и дополнительных материалов по предмету, создание оценочных материалов и иные задачи. Одним из инструментов, помогающим решить ряд этих методических задач является образовательный портал «Российская электронная школа».Портал «Российская электронная школа» (далее «РЭШ») за счет интеграции современных образовательных технологий и технических возможностей позволяет автоматизировать все вышеуказанные задачи и раскрыть сущность изучаемой темы, что ведет к лучшему усвоению материала.Порталом «РЭШ» предусматривается создание дидактических и методических образовательных ресурсов нового поколения, основанных на широком использовании дидактических преимуществ интерактивного и образного представления учебных материалов.Портал «Российская электронная школа» может быть использован:на учебных занятиях в образовательной организации; на внеклассных занятиях в образовательной организации; на учебном занятии с обучающимися, находящихся на домашнем обучении или пропускающими занятия. Портал «Российская электронная школа» можно применять при различных формах организации познавательной деятельности, в том числе фронтальную, групповую, индивидуальную.Актуальность использования интерактивных уроков портала «РЭШ» обуславливается следующим факторами:обучающийся может самостоятельно регулировать процесс своего обучения, в частности пересматривать интерактивные уроки для изучения непонятных (сложных) или особенно важных аспектов, для формирования индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности; обучающийся воспринимает интерактивные уроки двумя органами чувств – зрение и слух, поэтому такой материал лучше усваивается; интерактивные уроки позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем; ознакомление с интерактивными уроками позволяет обучающемуся ознакомиться как с теоретической, так и практической частью изучаемой темы; формирование предметных и метапредметных результатов при использовании интерактивных уроков; придать обучению диалоговый характер, при котором педагогический работник в любой момент может внести в него необходимые коррективы; обучение с использованием интерактивных уроков может проходить в любое удобное время и место, создавая при этом у обучающегося чувство личного присутствия на занятии; формирование цифровой компетентности обучающихся. Интерактивные уроки портала «Российская электронная школа» представляют собой классическую модель школьных занятий: в них есть объяснение новой темы, обобщение, повторение, материалы для самостоятельной работы.Использование интерактивных уроков портала «РЭШ» в ходе урока осуществляется в соответствии с особенностями процесса и на различных этапах обучения, в частности различные опыты и эксперименты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в помещениях организации, возможно заменить виртуальными аналогами.Применение моделей и лабораторий, представленных в интерактивных уроках портала «РЭШ», обусловлено методической целесообразностью и способствует более эффективному решению следующих учебных задач:реалистичное представление объектов и процессов; моделирование свойств, характерных для изучаемых объектов и исследуемых процессов; расширение возможностей для самостоятельной работы; повышение общей плотности урока. В процессе проведения учебных занятий педагогическому работнику предлагается использовать игровые технологии, технологии проблемного обучения и развития критического мышления, метод ментальных карт, технологию «Перевернутый класс» за счет использования возможностей портала «Российская электронная школа».На мотивационном этапе урока для привлечения интереса к теме возможно использование интерактивных уроков портала «РЭШ» в контексте навыков критического мышления может быть представлена задача с практическим содержанием (анализ представленного фрагмента видеозаписи), поскольку зачастую в видеолекции содержится анализ возможных вариантов решения предложенной задачи, а данный фрагмент может быть использован при проведении этапа «открытия нового знания».На этапе рефлексии возможно по количеству выполненных тренировочных заданий можно определить уровень усвоения материала, поскольку тренировочные задания охватывают все виды заданий от простых (на узнавание) до высокого уровня сложности. Упражнения и задания, опубликованные на портале «РЭШ», позволяют проверить знание фактов, хронологии, причинно-следственных связей и т. п.В ходе учебного занятия возможно использование творческих заданий, для выполнения которых требуется ознакомление с информацией из разных частей интерактивного занятия с портала «РЭШ», что также будет развивать умение самостоятельно получать знания и закреплять их. Например, в ходе учебного занятия обучающийся сможет рассмотреть пример (задачу), составить алгоритм действия и по этому алгоритму разработать свои примеры либо использовать интерактивные уроки портала «РЭШ» для подготовки докладов, рефератов и презентаций.Интерактивные занятия портала «РЭШ» могут быть использованы в рамках подготовки обучающимися домашних заданий, в частности обучающиеся могут выполнить в качестве домашнего задания упражнения, расположенные в тренировочном модуле, а при возникновении затруднения смогут воспользоваться материалом лекции, в которой лектор разъясняет алгоритм действий.Использование материалов портала «РЭШ» позволит развить у обучающихся умение самостоятельно получать знания и закреплять их, получив на уроке, если предложить в качестве домашнего задания работу с данным порталом:повторение изученного материала, в том числе самостоятельно оценить степень усвоения рассмотренного материала; просмотр лекции, содержащей материал следующего учебного занятия, поиск и объяснение новых терминов, конспектирование лекции, в том числе в форме пересказа. При наличии скоростного интернета педагогический работник может организовать просмотр интерактивного урока в классе непосредственно на уроке, а если учебное занятие проходит в компьютерном классе или с использованием персональных устройств, то просмотр интерактивного урока может быть организовано в индивидуальном режиме. При отсутствии необходимых технических возможностей на уроке педагогический работник может предложить просмотреть интерактивного урока дома.Важным аспектом функционала портала «РЭШ» является выстраивание различных траекторий обучения:Стандартная траектория предполагает включение всех учебных занятий по всем предметам в соответствии с ПООП, в частности предусматривают 5-дневная учебную неделю, 34 учебных недели в год и внедрение второго иностранного языка; Индивидуальная траектория предполагает произвольный выбор уроков по всей базе интерактивных уроков портала «РЭШ» с возможность самостоятельного выбора количества учебных занятий в день. Педагогические работники могут использовать возможности портала «РЭШ» как способ перенять лучшие педагогические практики разработки за счет разработки и использования электронных сценариев учебных занятий в рамках портала «РЭШ».Для использования портала «Российская электронная школа» в образовательной организации необходимо создание следующих условий:Актуализация локальных нормативных актов образовательной организации; Оказание методической поддержки работникам образовательной организации по вопросам использования портала «Российская электронная школа»; Организация повышения квалификации работников образовательной организации по вопросам использования портала «Российская электронная школа»; Рабочие программы по предметам с использованием интерактивных уроков портала «РЭШ» педагогические работники могут скачать в начале учебного года и использовать для составления календарно-тематического планирования. Для использования портала «Российская электронная школа» в образовательной организации необходимо обеспечить наличие доступности высокоскоростного интернета и материально-технических ресурсов, в том числе учебных кабинетов, оснащенные оборудованием и средствами обучения.Разумеется, использую на своих уроках презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЦОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках, они помогают систематизировать изученный. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках. Преимущество электронных тестов в высокой степени интерактивности: и контролируют уровень знаний, и в случае необходимости помогают вспомнить правило. Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, программы, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся, ресурсы электронных библиотек и баз данных.Что нового дают цифровые образовательные ресурсы обучающемуся? Прежде всего – возможность действительно научиться.Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЦОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЦОР только как новые образовательные возможности. У обучающихся появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс, с применением ЦОР, изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.Что нового дают цифровые образовательные ресурсы учителю-предметнику?Вырастает авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это престижно, использование ЦОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал, использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.Достоинств у цифровых образовательных ресурсов масса. Главное – разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться критично подходить к отбору ЦОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и на различных сайтах в Интернете.