Публикации
Проекты в воспитательной работе у учителя начальных классов.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проекты в воспитательной работе у учителя начальных классов.
Автор: Горюнова Алла Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проекты в воспитательной работе у учителя начальных классов.
Автор: Горюнова Алла Владимировна
Проекты в воспитательной работе у учителя начальных классов.Автор: Горюнова Алла Владимировнаучитель начальных классов, МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. ВоронежВсё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя. И какие бы методы, средства и формы работы с детьми не открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс, главным, вечным и неизменным в школе остаётся учитель, наставник… Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Ведь именно от меня – первого учителя зависит, как сложится жизнь ребёнка. Поэтому я всегда стараюсь создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно чувствовали доброту, заботу, чуткость, внимание, понимание, чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает, чтобы они шли в школу, в наш класс с радостью. «Каждый ребёнок, пришедший в этот мир, - это явление и чудо». По моему мнению, слова замечательного педагога Ш.А.Амонашвили должны стать лейтмотивом деятельности каждого учителя. Понятия учить и воспитывать неразрывны, так же нельзя отделить понятия «учитель» и «классный руководитель», особенно у нас, на 1 ступени обучения. Мы учим воспитывая и организуем свою воспитательную деятельность с пользой для детского сердца, души и ума.Опыт моей работы показывает, что создание системы воспитательной работы в современной школе – это главная задача учителя-воспитателя. Так как вся воспитательная деятельность – это целостный, непрерывный и долгий процесс, в основу которого положены лучшие традиции, инновации, опыт и творчество самого учителя. Моя роль как классного руководителя создавать педагогическое пространство для развития личности ребёнка и для обогащения его внутреннего мира. Поэтому организуя свою работу как классный руководитель, я попыталась представить её в виде долгосрочной программы (проекта) рассчитанного на все 4 года обучения моих детей в начальной школе.Создавая этот проект я исходила из необходимости решить следующие проблемы: низкий уровень навыков общения у детей, связанный с их увлечением различными компьютерными устройствами, недостаточный уровень социальной адаптации, (не все дети приходят из детского сада), большая занятость родителей, низкий уровень взаимодействия детей друг с другом, неумение работать в группе, и понимания того, что никакими разовыми, даже интересными мероприятиями – решить эти проблемы не удастся.Приблизиться к решению этих проблем можно, если спланирую свою воспитательную деятельность на длительный период, а результатом моей работы станет: социализированные дети, занимающие активную деятельностную позицию, духовно развитые, понимающие и чувствующие окружающих.Я попыталась и сформулировала цели и задачи своей воспитательной работы. ЦЕЛЬ: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. ЗАДАЧИ: 1. на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей; 2. воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки; 3. воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся; 4. укрепление связей с семьёй, распознание психолого-педагогических знаний среди родителей. 5. прививать любовь к природе.6. прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.Содержательная часть моего проекта представляет из себя спланированные на 4 года направления моей педагогической деятельности и формы её организации. Направления : воспитание гражданина и патриота России; формирование здорового и безопасного образа жизни; социально – педагогическая поддержка детей и молодёжи; художественно – эстетическое воспитание; духовно – нравственное воспитание; научно – познавательное воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание; туристско – краеведческое воспитание Формы: устный журнал, классный час, беседа, гостиная; диспут, вечер разгаданных и неразгаданных тайн; праздники, посиделки, народные забавы; КВН; КТД и др.При этом я понимала, что традиционными методами организации образовательного и воспитательного процесса эта проблема решается неэффективно. Нужны приёмы и методы обучения и воспитания, адекватные вызовам времени. К числу таких, на мой взгляд относится метод проектов и наряду с традиционными я сделала акцент на реализации различного вида проектов.1 проект «Зелёная волна». Цель – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города. Для занятий по данному проекту использую учебно-методический комплект по безопасности дорожного движения компании «РЕНО» с учебными тетрадями. Кроме этого практикуются следующие интересные формы работы.Минутки безопасности: Вопрос. Какая опасность возникает, когда школьник подходит к своему дому?Ответ. Заметив свой дом, ученик захочет быстрей перейти улицу, чтобы попасть домой, и может не заметить машину, которая в этот момент едет по улице.Тренировка на автодроме, участие в городских соревнованиях «Юный пешеход», конкурсные задания: «Письмо водителю», «Водители мы, обращаемся к ВАМ!» и др. ; просмотр фильмов и мультфильмов по данной тематике.2 проект «Одарённые дети». Этот проект существует давно в нашей школе и я принимаю участие в данном проекте. Цель проекта – создание оптимальной системы выявления и развития способностей учащихся, реализации их творческого потенциала. Задачи: Создание условий для проявления интеллектуально- творческих способностей обучающихся; развитие познавательной деятельности и исследовательских навыков школьников; формирование потребностей в интеллектуально- творческой деятельности. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах по различным направлениям. Результативность можно увидеть в портфолио детей и в папке учителя - участие и результаты.3 проект «Родной край». Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Краеведческий подход в образовании и воспитании младших школьников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс. Объект изучения - город Воронеж: его социальная, культурная, духовная, а также природная среда. Цель проекта - Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае. Изучение истории города Воронежа, его искусства. Вот несколько этапов, в которых принимают участие: на 1 этапе учащиеся составляют кроссворд с фамилиями известных людей Воронежа и Воронежской области. На 2 этапе - презентация учащихся в парах «Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Воронежа». На 3 этапе- викторина « Мой любимый Воронеж».В рамках данного проекта принимаем активное участие в мероприятиях по данному направлению. Одно из них «Символы России и Воронежского края (ежегодное), викторины разных уровней (Международный, всероссийский и другие)4 проект « Успешное чтение», который в большей степени позволяет приобщить детей к чтению, воспитывать гражданские чувства, эффективно использовать разработанные новые игровые форматы, опирающие на читательский опыт школьников. Инновационность данного проекта состоит в том, что с одной стороны, опирается на классическую практику воспитания читателя в школе, возрождает хрестоматийные методики такого воспитания; с другой стороны, используя современные возможности в области распространения информации и учитывая новейшие требования к результатам школьного обучения, представляет эффективную и привлекательную для школьников модель популяризации чтения.Проект имеет инвариантную и вариативную часть. Инвариантная часть реализуется как обязательная на всех ступенях обучения. Вариативная часть предоставляет возможность выбрать виды работ (проекты) с учётом интересов и запросов школьников, уровня их читательской культуры, особенностью класса и др. Вот несколько проектов инвариантной части, в которых я участвую со своим классом: «Любимые страницы», «Чтение с увлечением», «Памятные даты», «Книга – юбиляр». Проекты вариативной части. «Хорошее время читать» Цель: повышение престижности чтения среди младших школьниковЗадачи: формирование литературного вкуса; освоение навыков рефлексивного чтения(выполнение заданий по тексту);создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.Детям предлагается список из 10 книг и перечень заданий. Участник может присоединиться в любое время. Руководитель готовит «бук», который выдаёт в обмен за выполненное задание по прочитанной книге. В конце – выставка и награждение. Методическим сопровождением является «Портфель читателя», который содержит разные задания для работы с текстами прочитанных произведений: рисунок, создание кроссворда, написание отзыва или аннотации о прочитанном. За каждый вид работы участник получает жетон –«БУК». Заработные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, элементом соревнования. В конце проекта все участники получают поощрительные призы, а у кого наибольшее количество буков - присуждается звание «самый читающий ребёнок».«По городу с книгой» Направлен на популяризацию детского чтения, развитие познавательного интереса школьников через экскурсионную работу, связанную с «литературными объектами» Воронежа. Способствует воспитанию уважительного отношения к городским достопримечательностям, формирует целостную картину культуры.В рамках данного проекта проходят экскурсии в различные библиотеки, встречи с писателями города, просмотр спектаклей не только воронежских коллективов, но и театральных коллективов других городов. Посещение театров детьми и родителями. «Художественное слово» Направлен на формирование эстетических чувств школьников, овладение навыками смыслового чтения, творческого осмысления прочитанного.Выступление на различных конкурсах чтецов, реклама прочитанной книги, выступление по авторам – юбилярам и их произведениям среди учащихся своей параллели и других классах, участие в городском конкурсе «Лучшая детская книга под судейством детского жюри» (участвуем уже не первый год).«Reard & art» Направлен на творческую самореализацию школьников, родителей, педагогов, способных увидеть и запечатлеть художественный образ чтения.Участие в конкурсе рисунков по книгам юбилярам и писателям юбиляров, фотографий «Я - литературный герой». Я остановилась на наиболее крупных проектах, но есть краткосрочные по другим направлениям.Все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. Счастливого ребёнка может воспитать только счастливый педагог. Успешного ребёнка – успешный. Желаю быть счастливыми людьми и успешными педагогами. Список использованных источников и литературы:1. Караковский, В.А. Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М., 1997.2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения [Электронный ресурс]: - Режим доступа: 3. Глоссарий ФГОС [Электронный ресурс]: - Режим доступа: 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: - Режим доступа: 5.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс]: - Режим доступа: