Публикации Дневник здоровья на уроках английского языка как долгосрочный проект

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дневник здоровья на уроках английского языка как долгосрочный проект
Автор: Солодягина Маргарита Евгеньевна

Августовская конференция педагогических работников Вологодского района - 2020
Солодягина Маргарита Евгеньевна, учитель английского языка МБОУ ВМР Куркинский центр образования
Тема доклада: Дневник здоровья на уроках английского языка
как долгосрочный проект
В условиях перехода современной школы на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития творческих способностей и сохранения личного здоровья каждого ученика стала ещё более актуальна. Урок или занятие проходит более эффективно, если ребёнок замотивирован на работу. В этом случае любое задание будет успешно выполнено. И тут-то главным помощником ребёнка на уроке будут его личные качества, его умение решить проблему нестандартно, творчески, то есть инновационно. А задача учителя – организовать такую творческую работу.
В свете новых требований ФГОС к школе, как творчески работающий современный учитель, ищу такие методы и приемы обучения, которые бы наилучшим образом способствовали качественному усвоению учениками новых знаний и применению их на практике. Сегодня важной задачей педагога является создание благоприятных для здоровья школьника условий обучения и воспитания. Здоровье сберегающий подход в современном российском образовании в свете введения ФГОС востребован. В практике обучения английскому языку инновационные методики реализуются через различные направления работы. Заниматься на уроке творчески под силу только здоровому ученику, поэтому авторы учебных программ курса Английский язык З.Н. Никитенко, К.И. Кауфман, М.З. Биболетова в курсе обучения языку также предлагают задания, направленные на решение проблем здоровье сбережения, тем самым выделяя направление здоровье сбережение как приоритетное.
Автор программы курса Английский язык Ю.А. Комарова считает важным формировать у школьников ценностное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни (Программы курса Английский язык: 5–9 классы / авт.-сост. Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. — М.: ООО Русское слово - учебник, 2014. (Инновационная школа).
В.П. Кузовлев призывает воспитывать потребность в здоровом образе жизни; обеспечить понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, а также положительное отношение к спорту, знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня; стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью. (Кузовлев, Перегудова, Лапа: Английский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. П. Кузовлева. 5-9кл., Просвещение, 2018).
Авторы учебных программ по английскому языку, прежде всего, нацеливают педагога создавать условия для здорового развития детей; в соответствии с требованиями здоровье сберегающих технологий чередовать виды деятельности на уроках иностранного языка.
Каждый педагог решает задачу здоровье сбережения школьников, используя личные методы и приёмы преподавания и формы обучения. В своей практике отдаю предпочтение проектному методу. Считаю его одним из продуктивных. В свете введения ФГОС современный ученик с начальной школы учится выполнять проекты на разные темы. Проектная деятельность осуществляется только в условиях сотрудничества учителя и ученика, в котором оба субъекта являются равноправными партнёрами. С этой целью для организации наиболее эффективной работы с проектами учитываю интересы самих обучающихся. Это позволяет мне мобилизовать их силы и вовлечь школьников в процесс активной творческой учебной деятельности, сделав её увлекательнее и плодотворнее. Ученик, который выполняет проект, открывает в процессе работы новые знания, выбирает пути решения возникающих проблем, несёт ответственность за свою деятельность перед другими участниками проекта.
Успешно использую проектную форму работы Дневник здоровья на уроках и во внеклассной деятельности.
Дневник здоровья - долгосрочный проект. Это один из продуктивных способов реализации требований ФГОС, т.к. заключает в себе возможности для формирования широкого спектра универсальных учебных действий.
С проектом Дневник здоровья ученик работает индивидуально: у каждого есть личный Дневник. В течение года ученики заполняют его страницы. Каждая страница в свою очередь также представляет собой краткосрочный проект, который наполняется творческими тематическими заданиями, рассчитанными на 20 минут урока. Работа с разными видами заданий, в частности исследовательскими и поисковыми, создает сильную мотивацию учащихся, предоставляет возможность приобретения детьми опыта исследовательской деятельности.
Например, на уроке английского языка в 3 классе по теме Язык – орган вкуса. Вкусы продуктов ученикам предлагается выполнить такое задание:
The tongue helps us to speak and determine the taste of food.
There are plates with food on your desks. Determine the taste, choose the picture card on your desks and glue it on the list, please. (Язык помогает говорить и определить вкус. На партах тарелочки с продуктами. Определите вкус, выберите соответствующую карточку-картинку на парте, приклейте на страницу Дневника).
Кроме того, Дневник позволяет каждому ученику реализоваться творчески. На сегодня в моей педагогической практике учителя Дневник здоровья на английском языке ведут ученики 2-5 классов. Уроки планируются в соответствии с материалом учебника Комаровой Ю.А. /см. Приложение III /
В своей практике работы с учениками я предлагаю заполнять страницы Дневника Здоровья по-разному. На сегодня таких способов три: письменно, аппликацией, на компьютере. Работать письменно – всегда самый лёгкий и удобный для учителя способ организации работы обучающихся. Но, очевидно, что многие ученики часто ленятся делать записи. Поэтому для современного ученика данный способ представляется непродуктивным и скучным.
Оформлять страницы Дневника Здоровья аппликацией интересно и увлекательно. Учитывая то, что все детали аппликации готовлю заранее: рисую сама или подбираю в интернете, распечатываю, разрезаю, готовлю отдельный индивидуальный конверт для каждого ученика, который выдаю перед уроком /если ученики постарше, то иногда они сами разрезают в ходе занятия/, такой способ работы очень трудоёмкий в подготовке. Кроме того, на каждом занятии использую классную доску как увеличенный образец, размещая на ней в процессе работы - приклеивая те же картинки-детали, что и ученики / что у участников занятия на листе, то и на доске /.
Самым оптимальным способом работы с Дневником Здоровья, который также практикую в своей педдеятельности, считаю компьютерный. Во-первых, он помогает сэкономить время. Страница Дневника выводится на слайд. В процессе работы заполняется обучающимися. Ученик, работая на своём месте, может контролировать правильность выполнения задания, сравнивая свою работу с работой учителя. Также предлагаю обучающимся выбрать способ работы на уроке.
Подчеркну, что одним из важных и необходимых моментов работы в деятельности каждого учителя, считаю наличие офтальмологических пауз для глаз. По санитарно-гигиеническим нормам следует обязательно чередовать виды деятельности.
Любая форма работы на уроке должна давать положительный результат. Дневник Здоровья предоставляет возможность сделать учебный труд творческим, а каждый ученик может успешно справиться с заданием. Тематический блок Здоровье непростой для усвоения на иностранном языке. Дневник здоровья способствует развитию мотивации познавательной активности школьников, межпредметной интеграции знаний, умений, навыков.
Все занятия с Дневником представляют собой единую систему. Идёт целенаправленная работа с лексическим аппаратом. В Дневнике материалы накапливаются, у ученика есть возможность быстро повторить изученное.
С целью выявления степени заинтересованности работой с Дневником Здоровья /оценки эффективности модели дневник Здоровья /на занятиях мною проведено анкетированное учеников МБОУ ВМР Куркинский центр образования, которое показало, что школьники с удовольствием работают со своими Дневниками Здоровья. Такая работа им интересна и нравится.
В этом году форма работы Дневник Здоровья вышла за пределы Куркинской школы и апробирована на занятиях в языковой школе г. Вологды English for you. Ребята с удовольствием включились в работу, выполняя предложенные задания по оформлению страницы Дневника Здоровья.
Подводя итог сказанному, форма работы Дневник Здоровья интересна обучающимся. Ребята разных классов с удовольствием занимаются с Дневниками Здоровья.
На всероссийском конкурсе Учитель Здоровья России - 2019, проходившем в г. Челябинск, мой опыт работы с Дневниками здоровья отмечен дипломом за инноватику.
Одной из важных характеристик инновационных форм обучения является продуктивность. Дневник здоровья - это продуктивная инновационная форма работы по английскому языку, которая подтверждается мнениями учеников, родителей, коллег.
Данный опыт по работе с Дневником здоровья представлен на конференциях ВоГУ и имеет положительные отзывы. Так, в 2017 году на научной студенческой конференции факультета физической культуры по теме Актуальные вопросы физической культуры, спорта и здорового образа жизни Солодягиной Витой, студенткой факультета иностранных языков и культур, представлен доклад на тему: Формирование навыка здорового образа жизни через индивидуальный Дневник здоровья/ на примере опыта Солодягиной М.Е./; отмечен грамотой за 2 место с формулировкой за высокий уровень доклада.
Методические конкурсы разного уровня, в которых участвую, также подтверждают продуктивность данной формы работы.
Дневник здоровья был признан успешной для работы с детьми и отмечен дипломом III степени в региональном этапе IV Всероссийского конкурса Учитель Здоровья России -2015.
В 2019 году в Муниципальном конкурсе методических разработок Эффективные практики создания здоровье формирующей и безопасной среды в образовательных организациях Вологодского района, также представляя Дневник Здоровья, получила диплом призёра.
Активно работаю по программе Разговор о правильном питании. На областной этап конкурса в 2017 году представляла блок занятий с Дневником Здоровья, который отмечен дипломом 1 степени.
В этом же году по итогам конкурса была направлена на участие в Международной конференции Воспитываем здоровое поколение в Москве. В письменных отзывах участников конференции Дневник здоровья назван уникальной и продуктивной формой работы. Результаты его апробации рекомендовано представить на экспертизу в своём регионе.
Таким образом, благодаря проектной форме Дневник Здоровья осуществляется системно-деятельностный подход в обучении, воспитании и развитии школьников; целостное восприятие материала через творческую форму работы, эффективное закрепление умений и навыков по английскому языку/Дневник Здоровья - долгосрочный проект /материал накапливается от года к году, от класса к классу/, формирование ключевых компетенций.
На основе анализа представленных материалов можно сделать вывод о том, что работа по оформлению Дневников Здоровья оправдана и может быть успешно использована при изучении тематического блока Здоровье на уроках английского языка, а значит, Дневник Здоровья является одной из продуктивных форм работы на уроке в направлении здоровье сбережение в условиях реализации ФГОС и инновационной методикой в моей педагогической практике учителя английского языка.