Публикации "ИГРАЕМ, ПОЗНАЁМ, РАЗВИВАЕМСЯ!" Интерактивные игры как эффективное средство творческой самореализации дошкольников в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ИГРАЕМ, ПОЗНАЁМ, РАЗВИВАЕМСЯ!" Интерактивные игры как эффективное средство творческой самореализации дошкольников в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда
Автор: Филиппенко Любовь Леонидовна

Филиппенко Любовь Леонидовна,учитель-логопедМАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска»«ИГРАЕМ, ПОЗНАЁМ, РАЗВИВАЕМСЯ!»Интерактивные игры как эффективное средство творческой самореализации дошкольников в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда Аннотация. Инновационные педагогические технологии, а к ним относятся интерактивные игры, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста, способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, включению в деятельность сохранных и активизации нарушенных психических функций.Ключевые слова: инновационные педагогические технологии, интерактивные игры, коррекционно-развивающая деятельность, творческие способности, самореализация.Инновационный подход в логопедической деятельности, значит «жить в ногу со временем». Актуальность данной темы заключаются в том, что логопедические занятия для детей с нарушениями зрения и речиэто тяжелый труд, поэтому, для мотивации их интереса, использую в своей практике интерактивные игры, которые имеют множество познавательных, обучающих функций.Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать, вести беседу или диалог с кем-либо. Интерактивные игры ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом. Моя роль, как педагога, заключается в направлении деятельности детей на достижение поставленных целей. В условиях реализации ФГОС ДО современный педагог должен в совершенстве владеть инновационными технологиями и применять их в педагогической практике. Творческий педагог является для ребёнка проводником в мир новых технологий, формирует основы информационной культуры его личности. Преимущества интерактивных игр заключаются в том, что они охватывают все направления логопедической работы:
  • развитие просодической стороны речи (общие речевые навыки);
  • формирование фонематических процессов;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • совершенствование связной речи;
  • развитие когнитивных функций;
  • формирование зрительно-пространственных отношений;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • развитие психических процессов.
  • Позволяют:
  • разумно сочетать традиционные и инновационные средства и методы обучения и воспитания, увеличивая тем самым интерес детей к изучаемому материалу;
  • максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении дошкольников с особыми образовательными потребностями и подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка;
  • направить чрезмерный интерес детей к компьютеру в нужное, развивающее русло;
  • сделать совместную деятельность интересным и более комфортным.
  • Способствуют осуществлению интеграции всех образовательных областей.Алгоритм проведения интерактивных игр заключается: в грамотном подборе заданий и упражнений с учетом поставленных задач; в доступном знакомстве детей с той проблемой, которую сегодня они будут решать; в освещении правил игры и их выполнении; в оказании необходимой помощи детям при затруднениях; в рефлексии (анализе игры).Безусловно, учитель-логопед должен учитывать требования СанПин и рекомендации врача-офтальмолога. Рекомендуемые дни недели для проведения интерактивных игр – это вторник и среда. В пятницу нежелательно, так как уже к четвергу работоспособность ребенка снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости. Недопустимо проводить игры-занятия во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха. В целях профилактики зрительного утомления обязательно проводить офтальмологические паузы (зрительная гимнастика).В логопедической практике широко использую игры развивающего портала «Мерсибо» (), позволяющие формировать и развивать все выше названные компоненты речи. Они состоят из двух частей: мотивационной и развивающей:
  • ребенок видит только первую (мотивационную): он ищет клад, чистит море и помогает индейцам;
  • одновременно с этим дети автоматизируют и дифференцируют поставленные звуки, отрабатывают предлоги, развивают навыки словообразования и словоизменения, согласования и управления, учатся считать – это развивающая часть игр;
  • разрабатывают интерактивные игры компетентные детские специалисты – этим они отличаются от обычных развлекательных игр;
  • игры продуманы до мелочей: Баба Яга говорит «жутким» голосом, в играх для малышей персонажи крупные и яркие, в конце игры ведущий обязательно похвалит ребенка.
  • Игры позволяют осуществлять индивидуальный подход, ими легко заинтересовать и раскрепостить ребенка. Для адаптации игры к возможностям детей можно использовать различные настройки: длительность, скорость, сложность, громкость. Учителю-логопеду предоставляется возможность использовать настройки для реализации своих задач (звуки для отработки, сила воздушной струи и другие параметры).Формы организации интерактивных игр: индивидуальные и подгрупповые (компьютер или ноутбук), групповые (интерактивная доска), а при отсутствии интернета можно использовать диски, флешки и настольные варианты игр.Живой журнал, блог учителя-логопеда «Речевая полянка» (), позволяет осуществлять взаимодействие с родителями и дистанционно. Для закрепления пройденного материала рекомендую родителям и детям поиграть в речевые и познавательные игры на сайте «Играемся» (/).Представляю примерный перечень игр «Мерсибо», который использую в коррекционно-развивающей деятельности:
  • Развитие речевого дыхания (просодическая сторона речи):
  • «Снежинки» (воздушная струя). В игре дети учатся контролировать силу выдоха и его продолжительность.
  • «Кот и сосиска» (темп речи). В игре дети произносят с заданным ритмом то, что предложит логопед: звуки, слоги, слова, стихи. И т.д.
  • Звукопроизношение (автоматизация и дифференциация звуков):
  • «Лалабама». Ребенок попадает к инопланетянам и знакомится с ними: внимательно рассматривает, описывает, говорит, на что оно похоже и почему. Мы выбрали инопланетян, похожих на окружающие вещи: лампу, стул, яблоко.
  • «Прыг-скок-слово». Кузнечик-огуречик знает множество словечек. Он их говорит, когда прыгает с листка на листок. Задача ребенка – четко повторять слова за кузнечиком.
  • Фонематический слух, восприятие:
  • «Две принцессы» (выделение ударных гласных звуков). Две принцессы собирают бусы, каждая из бусин со своей буквой. Ребенок помогает им: нажимает на бусину, слушает слог или слово, выделяет ударную гласную и относит бусину нужной принцессе.
  • «Срочная почта» (звуковой анализ слова). Ребенок помогает почтальону отправить письма нужным адресатам. Для этого он слушает имя получателя, выделяет в нем первый звук и кладет его в ящик с этой же буквой.
  • «Ку-ку-бум» (слуховое внимание и память). Ребенок учится говорить с инопланетянами. Для этого он внимательно слушает слоги и повторяет их. В конце игры можно повторить все выученные фразы.
  • Лексическая сторона речи: «Незнайкин огород» (животные и растения); «Профессии» (окружающий мир); «Сорока-белобока» (обобщающие понятия).
  • Грамматический строй речи: «Дискотека» (закрепление притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё»); «На рынке» огласование существительных с числительными); «Кто за кем» (закрепление предлогов в речи). Перед ребенком постепенно рассказывается сюжет по картинкам, задача ребенка – отвечать на вопрос, где кто находится.
  • Связная речь: составление рассказаети составляют рассказ с заданными словами, по схеме или сюжетной картинке); подбор рифм играх дети подбирают окончание к рифмам персонажей); пересказ рассказа играх дети пересказывают рассказ с опорой на сюжетные картинки или без).
  • Развитие памяти, внимания, мышления и логики: «Кто лишний?» (развитие логического мышления); «Звонок другу» (развитие памяти); «Пират и клад» (развитие пространственного мышления); «Жадные пылесосы» (развитие внимания и тренировка навыка счета). И многие другие.
  • Таким образом, интерактивные игры
  • способствуют преодолению речевых негативов (коррекция и профилактика);
  • позволяют по-новому использовать в логопедической практике дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания;
  • являются одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона;
  • развивают у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, что способствует осознанному усвоению знаний;
  • являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды логопедического кабинета.
  • ИГРА – ПОЗНАНИЕ – РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО это и есть составляющие успеха самореализации дошкольников!Библиографический список:
  • Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.
  • Пеньковская Г.А. Взаимодействие специалистов медицинского и педагогического профилей в ДОУ коррекционного вида [Текст] / Дошкольная педагогика / Апрель 2008. – с. 39-43.
  • Осипова Л.Б., Стахеева Ю.Ю. Развиваем в деятельности: В помощь родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения. Методические рекомендации [Текст] – Челябинск, РЕКПОЛ, 2011. – 218 с.
  • ООО Развивающий портал «Мерсибо»: .
  • Сайт «Развивающие игры «Играемся»: .