Публикации "Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения "Путешествие в сказку"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения "Путешествие в сказку"
Автор: Арзамасова Татьяна Александровна

Арзамасова Татьяна Александровнаучитель-дефектолог (тифлопедагог)высшей квалификационной категорииМуниципального автономного дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 432 г. Челябинска» Россия, Челябинская область, г. ЧелябинскКонспект непосредственно-образовательной деятельностиучителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения «Путешествие в сказку»Младший возраст (3-4 года)Вид занятия: развитие зрительного восприятия Цель: закрепление представлений о системе эталонов цвета, формы, величиныЗадачи:Обучающие:- продолжать формировать умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.- различать и называть основные цвета;- закреплять умение сравнивать величину предметов;- закреплять умение группировать фигуры по основным признакам;Коррекционно-развивающие: - развивать навыки бимануального обследования геометрических фигур;- формировать навыки конструирования из геометрических фигур транспорта;- развивать слуховое восприятие- развивать познавательный интерес, мышлениеВоспитательные:- учить работать дружно, - выслушивать ответ товарищаОборудование:Коврограф, набор геометрических фигур к коврографу «Ларчик», дидактическая игра «Подбери фигурку ключ к замочку» (иллюстрация замочка и блоки Дьенеша), «Волшебный мешочек», компьютер, интерактивная зрительная гимнастика «Воздушные шары», дидактическаяя игра «Составь фигуры из палочек» (счетные палочки и ниточка), конверты со схемами, машина из геометрических фигур, сотовый телефон и звуки машины.Ход занятия
  • Организационный момент (Дети стоят в кругу)
  • Доброе утро, ножки, вы проснулись? Поглаживают ножкиДоброе утро, ручки, вы проснулись? Поглаживают рукиДоброе утро, ушки вы проснулись? Поглаживают ушкиДоброе утро, глазки, вы проснулись? Поморгайте глазками
  • Основная часть
  • - На полянке теремок, теремок- он не низок не высок, не высок. Кто жил в сказке в таком домике? (звери)- Но мы с вами отправимся сегодня в другую сказку. Хотите узнать в какую?Дети подходят к коврографу- Посмотрите, на полянке вырос дом, С крышей, с кругленьким окном, Этот домик не высок, этот домик - теремок.- Из каких геометрических фигур построили теремок? Какого цвета? (квадраты большие и маленькие, окошки – круги, крыша-треугольники)- Но в том домике живут не зверюшки, а другие герои. Хотите узнать кто?- Из леса на полянку вышел кто? (треугольник). - Добежал треугольник до теремка, увидел его и захотелось ему веселится в этом, а открыть дверь не может. Закрыта дверь. Как вы думаете, как войти треугольнику в дом? (открыть замок). Но замок здесь не простой, он похож на геометрическую фигуру. Игра «Подбери фигурку- ключ к замочку»- Подберите фигуру- ключик, с помощью которой откроется дверь (дети подбирают используя блоки Дьенеша).- Треугольник поселился в нем и стал жить поживать. Скучно треугольнику одному. Видит катится кто?.. (круг)Подкатился круг к теремочку и спрашивает:Кто - кто в теремочке живет?Кто – кто в невысоком живет?Я- веселый треугольник. А ты кто? А я кружок- круглый бочок. Меня пустишь в теремок?Стали они жить вдвоем. Решили геометрические фигуры украсить свою полянку разноцветными шарами.Интерактивная зрительная гимнастика «Разноцветные шары» Какого цвета шарики?- А наша сказка продолжается дальшеНа полянке теремок-теремокИ живут в нем веселый треугольник и кружок круглый бочок. Но спешит еще один дружок. Это ……. КвадратПодкатился квадрат к теремочку и спрашивает:Кто - кто в теремочке живет?Кто – кто в невысоком живет?Я- веселый треугольник, кружок-круглый бочок. А ты кто? А я дружный квадрат. Меня пустите в теремок?Любят играть наши фигурки. И нас приглашают.Игра на развитие осязательной чувствительности «Волшебный мешочек». Дети находят фигуры (логические блоки Дьенеша) на ощупь, называют и достают. Затем на столе делят фигуры по определенному признаку: цвет, форма и величина.- Фигурки предлагают поиграть за столами.Игра «Составь фигуры из палочек» Дети за столами составляют из палочек геометрические фигуры (треугольник и квадрат). Затем педагог предлагает составить круг. - Почему нельзя составить круг? (потому что нет углов). Как вы думаете, а из чего можно выложить круг? (из ниточки).Развитие слухового восприятия. Ой, какой-то звук я слышу. А вы слышите? Чей-это звук? (на телефоне включаются звуки машины)- Встанем в круг скорей друзьяФизминутка «Грузовичок»Грузовик песок везёт (идут по кругу, изображая, что крутят руль)Удивляется народ: (останавливаются, поворачиваются лицом в круг,разводят руками, делают удивлённое лицо)«Вот так чудо – чудеса, (два раза наклоняют голову вправо-влево)В нём песок под небеса! (тянутся на носочках, подняв руки вверх)- Из каких геометрических фигур состоит машина? (колеса-круги, большой квадрат-кузов, маленький квадрат-кабина).- Что она везет? (Конверты с заданиями). - Стали фигуры играть и в предметы превращаться. Выберите какие схемы вам понравились.Игра «Составь из геометрических фигур». Дети за столами собирают из геометрических фигур предметы и обозначают в речи цвет и форму.
  • Итог
  • - Вот мы в сказке побывали - Мы с фигурками играли? Да- Теремок открыть помогали, фигурку - ключик искали? - Фигурки мы искали в волшебном мешочке?- Какие фигурки из палочек составляли? (квадрат и треугольник)- А кружок почему из палочек не составили? (у него нет углов, из ниточки составляли)- Мы из фигурок транспорт составляли?Вот какие мы молодцы! Вот и сказке конец, а кто играл и слушал молодец!Литература:
  • Арзамасова Т.А., Трубина Е.Н. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Программа коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.- 96 с.
  • Лопатина Н.С. Использование блоков Дьенеша для развития сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения / Н.С. Лопатина. // Городской с региональным участием конкурс дидактических материалов для тифлопедагогов и педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения "ИРИС - исследование, развитие, инновации, сотрудничество" [Электронный ресурс]: [сборник] / СПб ГБУК "Государственная библиотека для слепых и слабовидящих". – Санкт-Петербург, 2015 — 25 с.