Публикации Эффективные методы и средства работы с детьми с НОДА.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные методы и средства работы с детьми с НОДА.
Автор: Кутель Екатерина Александровна

Эффективные методы и средства работы с детьми с НОДА. Из опыта работыЕ.А.Кутель педагог дополнительного образованияМАОУ ДО ЦДТ г.о. гумертау РБДобрый день, уважаемые коллеги!(Слайд 1)Центр детского творчества города Кумертау с 1992 года работает с детьми – инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. (Слайд 2)С 2014 года, вот уже на протяжении 6 лет в ЦДТ функционирует клуб «Без границ» для детей от 6 до 18 лет. И сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы с детьми с НОДА в клубе «Без границ». Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП. Остальные дети с врожденной грыжей позвоночника, травмами мозга, врожденная аномалия развития мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями и нуждаются в коррекции. Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия в клубе ведутся по адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рука в руке», (Слайд 3) направленной на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, формирование математических представлений, расширение представлений об окружающем мире. Как мы знаем, ввиду специфики заболеваний с НОДА дети испытывают трудности при переключении на другие виды деятельности, наблюдается недостаточная концентрация внимания, снижен объем памяти. Наблюдается низкая познавательная активность, медлительность. Часто наблюдается расстройство эмоционально-волевой сферы. Большинство из них передвигаться самостоятельно не могут: им нужна либо помощь взрослого человека, либо какое-то вспомогательное средство передвижения. В Центре детского творчества для этого имеется: пандус, инвалидная коляска, стол с регулируемой высотой для инвалидной коляски.У детей имеются различные двигательные нарушения, параличи, парезы, нарушения координации, нарушено зрение, затруднена речь. Способность действия с предметами ограничена. Им сложно работать с тетрадью («удерживать» рабочую строку при письме, записывать в «клеточки» цифры), с книгами (открыть страницу, отыскать строчку для прочтения). Так же, как правило, у таких детей повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Это может проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых. Повышенный голос, иногда даже строгий взгляд и интонация голоса могут разрушить эмоциональное равновесие ребенка, и тогда он может либо разрыдаться, либо «уйти в себя». Способность активно участвовать на занятии будет надолго утеряна. Перечисленные выше причины и многие другие приводит к тому, что знания, полученные на занятиях зачастую - «хрупкие», не фундаментальные. Без применения особых методов и средств работы эти «трудности» преодолеть не просто.(Слайд 4)Как мы знаем, «особенности» развития детей с НОДА негативно влияют на темп усвоения ими учебного материала. Это заставляет меня тщательно продумывать каждый этап занятия, подходить к этому индивидуально, учитывая уровень разтития каждого воспитанника и его психологические особенности. Если вижу, что ребенку трудно писать, рисовать и на выполнение подобного задания, требуется большое количество времени и программный материал, рассчитанный на занятие, попросту не будет выполнен, эти задачи, связанные с построением и измерением, опускаю или рассматриваю их обзорно.Практически на всех занятиях активно применяю разнообразный наглядный материал. Этот метод можно применять на любом этапе обучения, как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Использование этого метода, а так же имеющаяся в Центре детского творчества материально – техническая база позволяет мне проводить занятия направленные на всестороннее развитие детей.(Слайд 5)Комплект игрового набора «Дары Фрёбеля», «Приоритет», «Страна Монтессори» способствуют развитию интеллекта, воображения, усидчивости, пространственного и логического мышления, внимания. Коррекционные занятия за игровым ландшафтным столом способствуют формированию целостного восприятия картины мира, стимулируют интерес к изучению отдельных сторон жизни человека через сюжетные игры.(Слайд 6)Занятия за столом для рисования песком - это быстрый способ снятия эмоционального напряжения учащихся, благодаря которому ребенок раскрепощается, а страхи и переживания остаются на песке. Так же ребенок в ходе таких занятий проявляет и свои творческие способности. (Слайд 7)В процессе освоения знаний воспитанниками с НОДА применяю словесные методы обучения, такие как беседа, объяснение, речевые инструкции. Активное применение практических методов затруднено и используется совместно с ребенком. Применяя этот способ, четко следую следующим основным правилам:
  • вопросы во время беседы формулирую кратко, ясно, понятно;
  • трудность вопросов наращиваю последовательно, «порционно»;
  • в одном вопросе не задаю два, три вопроса и не задаю вопросы, на которые можно дать несколько правильных ответов;
  • избегаю альтернативных вопросов либо вопросов, ответы на которые можно найти в формулировке этого вопроса;
  • вопросы формулирую так, чтобы подвести ребенка на ответы в форме рассказа, рассуждений.
  • В конце беседы стараюсь дать ребенку самому сделать вывод. Беседу строю таким образом, чтобы ребенок принимал в ней активное участие. И, конечно же, прежде чем задать вопрос, сначала убеждаюсь, что ребенок готов меня слушать. Это связано еще и с тем, что в это время ему может быть трудно удерживать спину или голову, сложно сфокусировать взгляд на определенной точке, трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени. Чтобы ребенок проявил активность во время беседы, стараюсь говорить эмоционально, но в тоже время спокойно, а вопросы произносить очень выразительно. И, конечно очень важно создать творческую атмосферу во время занятия, тогда учебный материал становится более доступным для детей и намного легче запоминается.Так же занятия проходят гораздо эффективнее, при использовании различных мультимедийных средств: занятия в формате «Презентация», активное применение готовых программ для выполнения заданий. Как говорилось ранее, детям необходимо больше времени для выполнения заданий, поэтому для контроля знаний использую задания на готовых рисунках; задачи, в которых уже напечатано условие и начало решения, а ребенку остаётся его только закончить. Для детей с нарушениями речи готовлю комплект карточек с разными вариантами ответов на мои вопросы. Ребенок выбирает карточку показывая рукой, либо направлением головы, если имеются парезы или в тяжелых случаях – взглядом.Большинство моих воспитанников имеют сниженный объем память. Поэтому на каждом занятии я выделяю время для повторения прошлого материала. Проверочные работы провожу с небольшим интервалом, охватывая небольшое количество тем. У каждого «особенного» ребенка своя «стартовая планка», свои стартовые возможности. Любой шаг вперед, пусть даже самый маленький я стараюсь отметить. Невозможно добиться положительных результатов без создания на занятии ситуации успеха. Ребенок должен поверить в свои возможности. С самого первого занятия стремлюсь, чтобы между нами были сформированы доброжелательные отношения. Это необходимое условия, для того чтобы я смогла успешно передавать свои знания и опыт ребенку, а ребенок мог бы их успешно освоить.Как мы все знаем ДЦП – это в первую очередь заболевание центральной нервной системы. Такой ребенок очень остро реагирует на критические замечания, очень тяжело переживает неудачи. Его психологическое состояние очень хрупкое. Поэтому для создания благоприятного эмоционального климата на занятиях, я стараюсь быть ближе к ребенку в буквальном смысле: держать его за руку, ободрить взглядом; чаще улыбаться; использовать ласковые, нежные интонации; говорить не слишком громко и быстро, четко проговаривая каждое слово; внимательно и терпеливо относиться к высказываниям ребенка, пусть даже порой не относящимся к основной теме занятия. Опираясь на свой личный опыт работы с детьми с НОДА в дополнительном образовании, и опыт коллег, я с уверенностью могу сказать, что эти дети способны осваивать учебный материал. Главное, правильно организовать взаимодействия педагога и ребенка, создать эффективное «рабочее» пространство, направленное на решение образовательных и воспитательных задач.