Публикации Методический доклад по предмету "Слушание музыки " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и Волк"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический доклад по предмету "Слушание музыки " Симфоническая сказка С.С.Прокофьева "Петя и Волк"
Автор: Елчева Маргарита Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образованияДетская хореографическая школа имени М.М.Плисецкой Методический доклад по предмету «слушание музыки» На тему «Симфоническая сказка Петя и Волк»РазработчикПреподаватель концертмейстерЕлчева М.А.Тольятти 2020Содержание.1.Введение.Чудесной страницей творчества Сергея Прокофьева стала его музыка для детей и юношества. Здесь симфоническая поэма «Гадкий утенок», балет «Золушка», симфоническая сказка «Петя и волк», оратория «На страже мира».Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями.Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, . Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных , а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего .2.Особенности Симфонической сказки Петя и ВолкЗнакомство с инструментами симфонического оркестра"Петя и волк" — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в ее Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом и оркестром. Литературный текст написан самим композитором.В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному  и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов - в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.СюжетРанним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз.В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать.Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк.Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю.Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.МузыкаСостав оркестра:Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.Каждый персонаж представлен определенным инструментом и отдельным мотивом:Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;Волк ― три валторны, тема в g-moll;Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка, виолончель или альт всем хорошо известны).2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой, поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных (сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна, причём их задействовано для этой цели сразу три!3.Методические рекомендации при изучении сказки Петя и волк.Во всех странах  является нормальной потребностью культурного, образованного человека посещение филармонических концертов. А в этом случае  просто необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк».Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Сергей Сергеевич был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки, это своего рода путеводитель по симфоническому оркестру.Каждый персонаж сказки изображается каким-то похожим на него по характеру звучания музыкальным инструментом. У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. У птички – своя, у кошки – своя. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом.За время исполнения сказки дети слышат темы многократно и учатся распознавать тембр инструмента — в этом педагогический замысел сказки.Текст читается отрывками во время остановок музыки. Музыка звучит  непропорционально много по сравнению с текстом. С. С. Прокофьев Говорил: « Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».Я предлагаю вам вместе с детьми прослушать эту сказку. Совместные прослушивания будут благотворно влиять на установление духовного контакта ребёнка и взрослого (в процессе совместного прослушивания у ребёнка возникнет желание поделиться своими чувствами). Чем  больше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении.При изучении симфонической сказки Петя и волк у детей происходит; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.Развивается художественное мышление и запоминание музыкальных инструментов.Рекомендуется при изучении музыки каждый урок знакомится с новым музыкальным героем отдельно.Таким образом дети запоминают тембры музыкальных инструментов лучше.4.Заключение.Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева представляет собой выдающийся образец композиции, в которой музыкальными средствами (не только на уровне вербального текста) осуществлено развёртывание сюжетного повествования. Секрет удивительной популярности произведения как основы для всевозможных полихудожественных интерпретаций заключается в удачной координации свободы и регламентированности партии драматического артиста, осуществлённой в рамках динамично развивающейся музыкальной формы. В статье охарактеризованы основные выразительные и образные элементы произведения. Особое внимание уделено аудио- и видеозаписям интерпретаций этого сочинения некоторыми исполнителями. Проведено их сравнение. Обозначены возможности использования этих записей для формирования профессиональных навыков студентов музыкально-педагогических вузов. Знакомство с аудио- и видеоверсиями исполнения сказки представляется весьма актуальным для формирования профессиональных умений и навыков студентов-музыкантов педагогических учебных заведений, так как это позволяет не только сравнивать различные варианты прочтения Прокофьевской партитуры, но и понимать ресурсы педагогического воздействия исполнителей на детскую аудиторию.5.Список литературы. С. Морозов «Прокофьев». Серия «Жизнь замечательных людей», издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», Москва, 1967 С. Прокофьев «Автобиография», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1982г.