Публикации Метафоры Б. Пастернака в стихотворении "Февраль"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метафоры Б. Пастернака в стихотворении "Февраль"
Автор: Тюрина Алена Александровна

Метафоры Б. Пастернака в стихотворении Февраль
Февраль! Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть,
Весною черною горит.
Б. Пастернак
Такими строками поэт описывает свое личное отношению к месяцу. Стихотворение Февраль по-особому воздействует на читателя. Оно очень эмоционально, относится к ранней лирике Б. Пастернака. Это любимое стихотворение автора.
Основная тема – изображение природы. В Феврале описывается приближающаяся весна. Сквозь призму картины природы представлена картина порывов человеческой души и рождения поэзии.
Основная идея стихотворения – обновление природы и человеческой души в преддверии весны.
В Феврале ярко отражено увлечение поэта эстетикой символизма.
Что касается лирического зачина, здесь обилие глаголов в неопределенной форме. У них побудительный оттенок. Он обозначает начало процесса движения и пробуждения не только в природе, но и душе человека. Поэт приурочил пейзаж к конкретному времени года, подчеркнув таким образом реальность происходящего. Он уловил мгновение исхода зимы, когда она переходит в весну. Февраль ассоциируется со снегом и морозом. Образный ряд стихотворения передает ощущение приближающейся весны – грачи, грохочущая слякоть, лужи, проталины, ливень.
Лейтмотив стихотворения – слезы: это и поток слез человека, и поток чернил, и поток дождя и стихов. Начинает и заканчивает стихотворение слово навзрыд, замыкая таким образом его композицию в кольцо. В концовке поэзии идея творчества. Финалу характерна обобщенность.
Потрясающая выразительность стихотворения характеризуется обилием изобразительных средств. В первую очередь, это непривычные метафоры, например, дно ночей, ветер криками изрыт, слякоть… горит.
Интересен метафорический комплекс первой строфы: …Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд. Составляющими единицами здесь есть плакать навзрыд, писать навзрыд. Плакать – в системе языка означает проливать слёзы (от боли, горя и т.п.), обычно издавая при этом нечленораздельные голосовые звуки.
Проанализируем метафорический комплекс первой строфы писать навзрыд. Обратим внимание на плакать навзрыд. Эта трансформированная фразеологическая единица, которая означает плакать судорожно, горько, в то время как писать навзрыд означает писать искренне, вдохновенно, с большим волнением, в некоторой степени интенсивно. Плакать навзрыд актуализирует личностный смысл: выражать поэтические чувства с силой, интенсивно.
Обратим внимание на степень интенсивности в метафорическом комплексе. Здесь она подчеркивается метафорами 3 и 4 строк:
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.
Интенсивность и стремительность действия акцентируют лексемы грохочущая и горит.
Основание метафорического переноса для выражения грохочущая слякоть – это признак шум, грохот. Он производится экипажами на улицах. Как видим, перед нами синкретичный образ. В нем объединены слуховые и зрительные ощущения, содержащие понятийные характеристики предмета.
Проанализируем метафору слякоть горит. Она основана на внешнем сходстве дыма с паром, который поднимается от высыхающей ранней весной земли. Метафора объединяется по компоненту черный с определением черная весна и слякоть. Это подчеркивает главный признак ранней весны – влажную черную землю, которая только начинает просыпаться к жизни.
Интересно следующее выражение горит весною. Здесь глагол горит передает интенсивность чувства, которое охватило поэта. Что касается перечисленных лексем, они представляют собой не просто интенсивность, а бурность творчества, которое построено по аналогии со стремительным пробуждением природы весной.
Следующая строфа актуализирует иные компоненты личностного смысла:
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез
Проанализируем номинативные значения слов пролетка:
легкий четырехколесный экипаж;
гривна – денежная единица;
благовест – колокольный звон перед началом церковной службы;
“клик” - возглас, зов.
Для воспринимающего эти номинативные значения – это всего лишь опора авторского личностного смысла, который репрезентирован структурой второй строфы: благовест, клик колес – ливень шумней чернил и слез.
Здесь интегративный признак стремительность актуализируется лексемой перенестись, что обозначает перебежать, стремительно перелететь, переехать куда-либо через что-либо. В общем, картинка изображается наглядно, особенно быстро мчащаяся пролетка.
Обратим внимание на метафорическое представление желания творчества поэта, его стремительности, с какой он отдается мгновенному порыву вдохновения. Этот момент реализован в третьей строфе:
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Как видим, третья строфа представила творчество Б. Пастернака как креативный процесс. Он моделирует иную действительность. Эмоциональный центр строфы – метафора обрушат грусть (обрушить – ломая, устремить, разрушить, с силой направить). Как видим экспрессивный метафорический глагол поддерживает гипербола тысячи грачей. Она непосредственно связана со сравнением как обугленные груши по признаку цвета, снова черного.
Что касается крайней степени интенсивности выражения чувств лирического героя, она отображена в признаке безжизненность. Репрезентированная метафора здесь – это сухая грусть и метафорическое сравнение как обугленные груши (сухая – сухой – выражающий холодность, намеренную сдержанность.
При этом довесеннее чувство не исчезло, оно ушло на дно очей, подчиняясь силе пробуждающейся жизни. Созданная реальность поднимается над бытием:
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Концовка стихотворения выражает поэтическое кредо поэта.
Б. Пастернак заявил, что слагать стихи нужно не по правилам. Обращать внимание следует на мгновенные порывы своей души.
Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. – Л.: Сов. писатель, 1990. – С. 32.
Там же. – С. 65.
Бройтман С. Н. Поэтика книги Б. Пастернака “Сестра моя – жизнь”. М.: Прогресс – традиция. - 2007. – С. 54.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 448.
Брюханова Ю. М. Творчество Бориса Пастернака как художественная версия философии жизни: монография / Ю. М. Брюханова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 32.
Брюханова Ю. М. Творчество Бориса Пастернака как художественная версия философии жизни : монография / Ю. М. Брюханова. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – С. 87.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 532.
Там же. – С. 125.
Там же. – С. 44.
Там же. – С. 239.
Иванова Н. Борис Пастернак: участь и предназначение / Н. Иванова. СПб.: Рус. –Балт.информ.центр “Блиц”, 2000. – С. 82.
Жолковский А. К. Инфинитивное письмо: тропы и сюжеты / А.К. Жолковский // Эткиндовские чтения. Сб. статей по материалам Чтений памяти Е. Г. Эткинда (27-29 июня 2000). СПб. : Издательство Европейского Ун-та в Санкт-Петербурге, 2002. – С. 87.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 311.