Публикации Анализ типичных ошибок пробного экзамена по русскому языку в форме ОГЭ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Анализ типичных ошибок пробного экзамена по русскому языку в форме ОГЭ
Автор: Баранец Марина Анатольевна

Анализ пробного экзамена по русскому языку, проведенного в 9 классе в форме ОГЭВ соответствии с планом подготовки школы к государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса было проведено пробное диагностическое тестирование в формате ОГЭ для выпускников 9-го класса по русскому языку. При проведении пробного ОГЭ все участники строго руководствовались инструкцией по проведению основного государственного экзамена, соблюдалась процедура проведенияЦель проведения работы: 
  • отработать процедуру организации  и проведения ОГЭ;
  • проверить уровень усвоения учащимися материала за курс основного общего образования;
  • определить качество заполнения бланков ОГЭ;
  • оценить подготовку выпускников 9-го класса к ОГЭ по русскому языку.
  • Дата проведения: 05.03.2021Писали работу:20 человек«5» - 0«4» - 7 (35 %)«3» - 10 (55 %) «2» - 2 (10 %) Анализ наиболее распространённых ошибок участников пробного экзамена1 часть (задание 1: сжатое изложение) ИК1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, смогли 14 учеников ; 5 ученика получили за данный критерий по 1 баллу, т. к. пропуск отдельных авторских мыслей вел их к ошибкам при передаче основной информации; 0 баллов получил 1 ученик . ИК2. Максимальный балл за сжатие исходного текста получили 0 учеников ; 2 балла – 15 человек , 1 балл – 4.Среди типичных ошибок по данному критерию можно отметить недостаточное владение умениями выделения главной и второстепенной информации текста. Затруднения у ребят при написании сжатого изложения были связаны с правильным применением приемов сжатия текста.  ИК3. По данному критерию 2 балла получили 9 ученика ; 10 - по 1 баллу из 2-х возможных; 0 баллов у 1 ученика . В работах ребят нарушалась логика. Ошибки связаны с неумением использовать необходимые средства связи предложений в тексте при исключении фрагментов исходного текста. Одна из ошибок – нарушение абзацного членения текста.    Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод: обучающиеся не всегда могут воспринять замысел автора, выделить основную и периферийную информацию. Необходимо отметить, что в работах  использовались не все приемы сжатия исходного, а грамматический строй изложений отличается однообразием конструкций.    2 часть (задания 2 -8: тестовые задания)Результаты выполнения заданий тестовых заданий        Среди всех заданий тестовой части трудность вызвали  задания: 2 (. Синтаксический анализ. Предложение), ,5 (Орфографический анализ),7. (Анализ средств выразительности),8.( Лексический анализ)Возможные причины выявленных ошибок: слабые теоретические знания по разделу «Синтаксис», неумение вычленять грамматическую основу предложения, незнание перечня сочинительных и подчинительных союзов.      Причины трудностей в освоении норм пунктуации связаны с недостаточным усвоением учащимися тем синтаксиса и пунктуации в 8 классе; раздел «Синтаксис сложного предложения» изучен на сегодняшний день не до конца.3 часть (задания 9.1, 9.2, 9.3: сочинение-рассуждение.)Выполняя задание 9, из трех предложенных для сочинения-рассуждения тем 3 учащихся выбрали – 9.3.Выполнение работы отражало  умение школьника строить собственное высказывание в соответствии с определённым типом речи. Задания были равноценными по уровню трудности и оценивались по сближенным критериям. Особое  внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста информацию для иллюстрации тезиса и включать в собственный текст.   Анализ сочинений-рассуждений задания 9.3 свидетельствует о том, что в основном девятиклассники научены создавать текст, характеризующийся смысловой цельностью и последовательностью, однако не все обучающиеся раскрывают на должном уровне смысл высказывания, неумело подтверждают самостоятельные суждения аргументами из прочитанного текста. Затруднения школьников, плохо справившихся с заданием 9.3., объясняются несформированностью прочных базовых лингвистических знаний, что обусловило невнятность данного ими определения, причиной которой является низкий уровень читательской культуры девятиклассников.Практическая грамотность и фактическая точность речи.     Грамотность экзаменуемого оценивалась суммарно с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок на основании поверки изложения и сочинения.      При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Общие нормативы применялись при проверке и оценке изложения и сочинения, объём которых в сумме составлял 140 и более слов.Данные проверки заданий с развёрнутым ответом по критериям ГК1 (соблюдение орфографических норм), ГК2 (соблюдение пунктуационных норм), ГК3 (соблюдение грамматических норм), ГК4 (соблюдение речевых норм) показывают, что орфографические и пунктуационные умения сформированы в достаточной степени только у трех выпускников, а речевые навыки выпускников оставляют желать лучшего. Уровень грамматических умений достаточно высок, фактическая точность речи  девятиклассников на хорошем уровне.Причиной таких результатов  можно считать недостаточную сформированность у обучающихся умений применять изученные правила, умений самоконтроля, умений работать с орфографическим словарем.    По результатам ОГЭ выявлена группа неуспевающих обучающихся : Либухова Милена, Чижевский Даниил. Необходимо составить индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях для каждого и увеличить количество дополнительных занятий по русскому языку.Выводы и рекомендации:Анализ результатов выполнения пробной экзаменационной работы по русскому языку даёт основание утверждать, что учащиеся справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций, на удовлетворительном уровне.Самым низким оказался уровень лингвистической компетенции.  Это показывает ослабление внимания  к формированию умения анализировать и оценивать языковые явления и применять лингвистические знания в работе с конкретным языковым материалом, выявились проблемы во владении языковой компетенцией. Слабоуспевающие обучающиеся обнаружили   неумение использовать нормы русского литературного языка в собственной речи, а также бедность словарного запаса и однообразие грамматических конструкций. Анализ результатов пробного экзамена позволил выработать следующие рекомендации:- провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении экзаменационной работы, разработать систему работы по корректировке знаний школьников;- особое внимание уделять работе по формированию навыков владения орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами;- продолжить подготовку к ОГЭ по Демоверсиям, по Кодификатору элементов содержания и уровня требований к подготовке выпускников 9-х классов, расположенному на сайте ФИПИ; - практиковать проведение промежуточного и итогового контроля по контрольно-измерительным материалам;- осуществлять дифференцированный подход к обучающимся ,  с целью повышения уровня  качества знания выпускников (использовать эффективные технологии обучения, обеспечивающие разноуровневый и индивидуальный подход); - использовать в своей деятельности единый критериальный подход к оценке работ учащихся; - отрабатывать умения и навыки, связанные с чтением, с информационной переработкой текста;- проводить на уроках русского языка систематическую работу над написанием изложения через аудирование;- комплексно использовать работу над изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков; - шире использовать при подготовке к экзамену дидактические материалы, таблицы, схемы, справочники, электронные образовательные ресурсы.
  • Продолжить подготовку учащихся к сочинению-рассуждению. Особое внимание уделять формированию  умений  аргументировать свои мысли, используя прочитанный текст.
  • Учить заполнять бланки ОГЭ.