Публикации Проект "Зимняя страничка".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Зимняя страничка".
Автор: Гришина Елена Анатольевна

Учитель: Гришина Елена Анатольевна Урок № 110 17.02.2021 г.План-конспект урока русского языка (УМК «Школа России», 3-А класс)Тема: Проект «Зимняя страничка».Цель проекта:формировать умения подбирать текстовую информацию, выбирать из большого количества информации главное и представлять свой проект. Задачи: Образовательные: создать условия для развития умений составлять словарь зимних слов;Развивающие: развивать аналитические способности детей, умение делать собственные выводы, развивать умение работать с современными компьютерными технологиями, с информацией. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.Реализовать межпредметные связи между предметами: литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.Планируемые результаты: продолжится формирование первичных навыков проектной деятельности с помощью стандартного алгоритма - поиск информации в художественном, учебном текстах, работать со справочной литературой, полноценно слушать, осознанно воспринимать содержание прочитанного, устного ответа товарища, оценивать свою работу.Тип урока: проект.Оборудование: учебник, тетрадь; ноутбук, мультимедийная доска, презентация.Этапы работы:Работу над проектом начали за месяц до защиты.
  • Поисковый этап: моделируем ситуацию, анализируем имеющуюся информацию, приходим к выводу, что эта информация неполная, определяем проблему, потребность в дополнительной информации.
  • Аналитический этап: ставим цель проекта, определяем задачи проекта, анализируем ресурсы, планируем результат.
  • Практический этап: делимся на группы для поиска информации, ищем информацию, обмениваемся информацией, оцениваем проделанную работу, устраняем ошибки.
  • Защита проектов.
  • Ход урока:
  • Организационный момент.
  • Приветствие, пожелание успехов в работе.
  • Мотивация познавательной деятельности.
  • Постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели.Актуализация.На экране 1-й слайд презентации. На фоне зимнего леса шарады из «зимних» слов: ЗОРМО, ЬГАВЮ, СГЕН, СУЬЛСОКА, АРГУП, ЛЬТЕМЕ. Предлагаю детям расшифровать слова. - Почему мы начинаем урок с этих слов? (Мы будем говорить о зиме.)1-я группа детей, которая готовила загадки о зиме, загадывает их.- Есть в природе четыре волшебника – зима, весна, лето и осень. Каждый рисует свои картины в природе. Первым за дело берётся зима. Это сказочное время года. Вот и пошёл снег. Дорожки замело, а на ветви деревьев снегопад накинул белоснежный пух. Зима – сказка наяву. И в этом мы сегодня убедимся.- Над чем вы трудились последний месяц? Какую работу выполняли?(Готовили проект «Зимняя страничка».)- Как вы работали над проектом?(Искали информацию.)- Что помогало в поиске информации?(Учащиеся называют источники информации – средства массовой информации, художественная литература, рассказы родителей, учителя, интернет.)- Какую информацию вы искали?зучали тему зимы в устном народном творчестве, узнали много народных примет, связанных с зимой, народных зимних праздников. Изучили творчество поэтов, художников о зиме.)- С какой целью вы добывали информацию?(Эта информация очень помогла при создании своей творческой работы о зиме.)- С чего вы начали работу над проектом?оставили план работы.)6-ой слайд презентации отражает план работы над проектом.III Составление словаря зимних слов.- Прежде чем отправиться в путешествие по зимним страничкам, проведём физкультминутку.IV Физминутка. Раз-два, раз-два,Начинается игра.Разгребаем снег лопатой,Строим горку во дворе.Белой и пушистой ватойДвор украшен в феврале.Раз-два, раз-два,Вот и кончилась игра.V Работа по содержанию проекта.На этом этапе учащиеся представляют свою работу классу, делятся информацией, формулируют собственное мнение, аргументируют его.- А сейчас дети загадают вам загадки и вы скажете, о чем пойдет речь на уроке. 1. Страничка «Декабрь». - Дети сейчас представят свою страничку. Русские поэты восхищаются зимой, олицетворяют её в своих произведениях. С какими произведениями вы познакомились, работая над проектом?(Ответы детей.)- Какими словами называют поэты зиму?(Матушка-зима, Волшебница-зима, Зима-Чародейка.)- Поделитесь строками из стихотворений, которые, на ваш взгляд, оказались самыми красивыми.(Дети зачитывают строки стихотворений.)На этом этапе формируется эстетическое отношение к искусству слова, эмоциональная отзывчивость детей. Для закрепления эффекта учащиеся зачитывают наизусть несколько произведений. - Многие художники не остались равнодушными к зиме, запечатлели её на своих холстах. С творчеством каких художников вы познакомились?Дети называют художников и их произведения (показ слайдов презентации), описывают наиболее понравившиеся картины.Аркадий Пластов «Первый снег».Картина выполнена в тусклых тонах, но от этого не становится скучной. Дети, изображенные на холсте, выбежали на крыльцо, увидев первый снег. Они смотрят на летящие снежинки, как завороженные. Но пройдёт мгновение, ребята сорвутся с места и побегут играть в снежки, строить снежную крепость, кататься с горы на санках.
  • Страничка «Январь».
  • - Многие художники не остались равнодушными к зиме, запечатлели её на своих холстах. С творчеством каких художников вы познакомились?Дети называют художников и их произведения (показ слайдов презентации), описывают наиболее понравившиеся картины.Юон «Зимушка-зима».Картина выполнена в тусклых тонах, но от этого не становится скучной. Дети, изображенные на холсте, играют и гуляют по деревенской улице вместе со взрослыми. Очень красиво смотрится пушистый снег. Но пройдёт мгновение, ребята сорвутся с места и побегут играть в снежки, строить снежную крепость, кататься с горы на санках.- Давайте и мы немного отдохнём.
  • Группа «Февраль».
  • - Как много всего о русской зиме говорится в фольклоре. О ней поют песни, частушки. Бабушки в деревнях знают много примет, связанных с зимой, пословиц и поговорок. А какие интересные праздники отмечали раньше на Руси! Народные приметы о зиме – это кладезь наблюдений наших предков за природными явлениями. Они формировались веками, поэтому позволяют уберечься от неизвестности. О каких интересных приметах вы узнали?(Дети перечисляют народные приметы о зимних явлениях природы.)Например: Если воробьи не поют на ветках, то снег будет идти без ветра. Собака спит и потягивается - быть теплой погоде. Много длинных сосулек – урожай будет хорошим. Много надуло снегу – будет много хлеба. Морозный январь к метелям в феврале.- До работы над проектом вы называли только общеизвестные праздники зимы – Новый год, Рождество, Масленица. О каких новых праздниках вы узнали?(Дети рассказывают о народных традициях, обычаях.)Например: 9 декабря - день Юрия (Егория) холодного. Это - день памяти святого Георгия Победоносца, которого в народе называют Егорием или Юрием и вторые именины которого приходятся на 6 мая (Юрий теплый).С этим днем связана известная пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Когда-то на Юрия крестьяне имели право переходить от одного помещика к другому, о чем заранее сообщали своему помещику на Михайлов день. Многие весь год ждали Юрьева дня, чтобы использовать данное им право. Но указом Бориса Годунова крестьяне были лишены этого права, с того времени и пошла поговорка о бабушке и Юрьевом дне с многочисленными вариантами: «Сряжалась баба на Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла».Считалось, что с Юрьева дня по деревням начинают бродить волки за добычей. В это же время забираются в свои берлоги медведи на зимнюю спячку.После Юрия холодного люди, по обычаю, выходили к колодцам «слушать воду». Если не слышно было плеска воды - это предвещало теплую зиму. На данном этапе урока учащиеся могут окунуться в историю русского народа, ознакомиться с его обычаями и традициями.Чтение сочинения по картине Юона «Полдень. »VI Рефлексия.- Ребята, вы проделали огромную работу. Оказалась ли эта работа полезной вам?олучили много новых впечатлений, знаний.)- В чём польза этих знаний?(Эти знания помогли при создании собственной творческой работы. Мы написали сочинения о зиме.)- Поделитесь с нами самыми, на ваш взгляд, удачными строками из своих сочинений.Дети зачитывают строки своих сочинений.Пример детской творческой работы.- Как вы думаете, ребята, достигли мы цели урока?- Что вам показалось самым интересным?(Дети делятся впечатлениями о работе.)