Публикации Проектная деятельность

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность
Автор: Сергеева Ольга Сергеевна

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» с. НовопокровкаКрасноармейского района, Приморского краяПроект «Дерева, вы мои дерева »изображение деревьев, используя нетрадиционные техники рисованияпгт. Восток2019 годПаспорт проекта.ВведениеВ процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.Педагогический опыт выявил следующую проблему: в самом начале в детских работах наблюдается отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Необходимо найти стимул побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву может являться рисованием с использованием нестандартных техник рисования.Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи, их характер и настроение. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, они развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.Актуальность«Дети, конечно, не делаются художниками от того, что втечение дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда». Н. П. СакулинаЕще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой. Следовательно, напрашивается вывод - речь влияет на рисунок.Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Иногда они очень огорчаются, если что-то не получается. Первыенеудачи вызывают раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенкаполучить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Поэтому необходимо использовать такие техники рисования, которые создадут ситуацию успеха у детей и сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Данные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:- многообразие способов рисования;- многообразие средств рисования; - проявляет характер ребёнка, его индивидуальность; - вызывает целый комплекс эмоций; - прививает любовь к изобразительному искусству;- непринуждённо развивает творческие способности; - формирует и активизирует словарь; - формирует речевые навыки; - развивает внимание детей к речи; - обогащает предметно-глагольный словарь.За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки.Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение - основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определеноместо и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают необычный материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать. И заключительная часть включает в себя анализ детских работ – не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.Цель: Развить у дошкольников и младших школьников умения и навыки свободного владения изобразительными материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования и активизировать творческий потенциал посредством их использования.Задачи:Воспитательные- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;- побуждать ребенка экспериментировать;- поощрять и поддерживать творческие находки;- воспитывать положительное отношение ребенка к собственной деятельности, ее результату;- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.Развивающие:- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;- развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ;- вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;- развивать творческое мышление;- содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; - вызвать у детей интерес к творческой деятельности;Обучающие: - знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;- помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка;- развивать чувство композиции, цветовосприятие, зрительно-двигательную координацию;- побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов;Задачи для детей:
  • освоить нетрадиционные техники рисования;
  • научиться применять их в своем творчестве.
  • Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала и использования нетрадиционных техник рисования.Объект: Творческие способности детей дошкольного и младшего школьного возраста.Предмет: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.Этапы работы над проектомI этап – организационно - подготовительный:  сентябрь 2019г.- Выбор темы проектазучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме.- Анализ нетрадиционных художественных техник рисования, приемлемых для детей дошкольного и младшего школьного возраста- Подбор наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.- Стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей.- Разработка тематического перспективного плана.- Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта. - Разработка цикла занятий в рамках проекта. - Подбор материалов и технических средств, для реализации проекта- Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения. - Социологический опрос родителей.Роль родителей в реализации проекта: - Целевые прогулки, наблюдения, чтение художественной литературы, беседыII этап – основной: октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.- Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей.- Организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.- Формирование специфических знаний, умений и навыков.Для реализации цели и подтверждения гипотезы инновационного проекта, авторы в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуют использование следующих техник рисования: (Приложение № 1)Работа с родителями:
  • Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования, привлечение их к совместному с детьми творчеству.
  • Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
  • Оформление уголка для родителей по данной теме.
  • III этап - заключительный- Составление проектной папки. Анализ проделанной работы.- Методическая папка по видам изображения деревьев нетрадиционным способом.- Подготовка к презентации (изготовление открыток приглашений родителям и работникам ДДТ).- Выставка – презентация.2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
  • Рассматривание иллюстраций, выполненных художниками
  • Решение проблемных ситуаций
  • Использование нетрадиционных материалов и техник рисования
  • Показ открытого занятия «Кляксодерево»
  • ООД, беседы
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Участие детей в интернет конкурсах детского рисунка
  • Мастер-класс для родителей по нетрадиционным техникам
  • рисования – «Рисуем деревья»
  • Презентация – рисование деревьев разными способами
  •            Критерии
  • Быть доступным с точки зрения понимания их
  • особенностей и овладения ими;
  • Знакомить с новыми приёмами работы, развивать ручную
  • умелость;
  • Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
  •            Условия, необходимые для овладения умениями и           навыками:
  • Доступность нетрадиционных техник рисования для детей;
  • Использование различных форм ООД,  коллективные
  • работы, индивидуальные работы, организациявыставок, их обсуждение и просмотр;
  • Создание РППС;
  • Использование богатого иллюстративного материала;
  • Наличие оборудования и материалов, правильная
  • организация места для них.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
  • Анализ проделанной работы
  • Выставки рисунков по временам года, используя разные
  • техники рисования
  • Использование презентации на родительских собраниях
  • Рабочий план проекта     Ожидаемый результат
  • Расширение знаний в области изобразительного искусства;
  • Овладение приемами выполнения изобразительных работ в нетрадиционной технике на основе совершенствования навыков применения традиционных приемов;
  • Ориентирование родителей на развитие художественно - творческих способностей детей в условиях семьи;
  • Развитие сенсорных способности, композиционных навыков, координации рук, мелкой моторики.
  • Умение применять усвоенные техники в изодеятельности;
  • Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств, своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
  • Анализ проделанной работы:1. Практический. Возможность копирования продукта и распространение в целях использования в игровых и развивающих целях в дошкольных учреждениях и играх в домашних условиях.2. Воспитательный. Поощрение родителей и воспитанников группы. Рефлексия самих воспитанников. Высказывание мнений о необходимости новых проектов, направленных на освоение иного природного богатства Приморского края и его нетривиального использования. 3. Творческий. Убежденность воспитанников группы, их родителей, педагогов ДОУ в приращении новых знаний и компетенций, и в необходимости продолжения работы в этом направлении 4. Перспективный. Решение коллектива об участии с данным проектом в конкурсах.