Публикации статью "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Автор: Губаева Любовь Леонидовна

СЛАЙД № 1Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьДобрый день, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас, тема моего выступления «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». СЛАЙД № 2“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”В.А. СухомлинскийВ современном мире математике отводится ответственная роль в развитиии становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.СЛАЙД № 3 Цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  • развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  • овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  • Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Сегодня, а тем более, завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Требование знаний основ математики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами математики уже в дошкольный период.Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений у дошкольников. Ведь что они дают ребёнку? Во – первых, у него развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во – вторых, он познаёт пространственные отношения между предметами, устанавливает соответствующие связи, знакомится с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет ребёнкуразвивать логическое мышление, память, внимание, воображение, а без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.СЛАЙД № 4 Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Детям кажется что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи. Задача взрослого-поддерживать интерес ребенка.Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.СЛАЙД № 5 Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:Игра для детей – учеба,Игра для детей – труд,Игра для детей – серьезная форма воспитания,Игра для детей – способ познания окружающего мира. Ведущая деятельность дошкольного возраста - игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка познавать, его необходимо заинтересовать. И именно игра во всех ее проявлениях вызывает наибольший интерес у ребенка. В игре дети действуют на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими всегда добровольно, без принуждения.СЛАЙД № 6 Игры по ФЭМП
  • Дидактические
  • Сюжетно-ролевые
  • Игры драматизации
  • Подвижные
  • Занимательные игровые приемы
  • Игра, как метод формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр (дидактической, сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), и игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка.СЛАЙД № 7 Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:1. Игры с цифрами и числами2. Игры путешествие во времени3. Игры на ориентирование в пространстве4. Игры с геометрическими фигурами5. Игры на логическое мышлениеДля формировании у дошкольников математических представлений мы широко используем разнообразные по форме и содержанию дидактические игры. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью её преподнесения. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей всех возрастных групп. Предметные и словесные игры проводятся в организованной образовательной деятельности по математике и вне её, настольно-печатные, как правило, в свободное время. Играя в дидактические игры, дошкольники совершают большое число действий, учатся реализовывать их в разных условиях, на разных объектах, тем самым повышается прочность и осознанность усвоения знаний.Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп.СЛАЙД № 8 Игры с цифрами и числами ФОТОК первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя, в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.СЛАЙД № 9 Игры – путешествие во времени ФОТОВторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для формирования у детей временных представлений. Дети с удовольствием играют в игры: "Живая неделя", "Назови скорее", "Мой день", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев,"- которые помогают детям быстро запомнить название и последовательность частей суток, времен года, дней недели, месяцев.СЛАЙД № 10 игры на ориентировку в пространстве ФОТОВ третью группу входят игры на ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных представлений у детей: «Найди похожую», «Кто где спрятался?», «Угадай, где звучит» "Расскажи про свой узор", «Мастерская ковров», "Путешествие по комнате" и многие другие игры. СЛАЙД 11Игры и упражнения с геометрическими фигурами ФОТОЧетвертая группа: Игры и упражнения с геометрическими фигурами и их моделями (блоками) являются основными методами ознакомления детей с формой предметов.Используются такие группы дидактических игр и упражнений:
  • на усвоение особенностей геометрических фигур. Например, «Назови геометрическую фигуру», «Домино фигур», «Угадай, что это?», «Чудесный мешочек»;
  • на сопоставление формы предметов с геометрическими образцами. Например, «Найди предмет такой же формы», «Что лежит в мешочке», «Геометрическое лото», «Найди то, что я тебе покажу», «Магазин», «Поручения»;
  • на анализ сложной формы и воссоздание ее из элементов: «Выкладывание орнамента», «Из каких фигур состоит предмет», «Разрезанные картинки», «Составь целое из частей», «Выложи из цветной мозаики»,«Изменилось ли?».
  • Особый интерес у детей вызывают игры и упражнения на создание предметов сложной формы из знакомых геометрических фигур: объемных и плоскостных. Ценность таких игр-упражнений в том, что у детей формируется внутренний план деятельности, план представлений. Ребенок может предусматривать будущие изменения ситуации, наглядно представлять разные преобразования и смену объектов. При этом, как отмечают психологи, у старших дошкольников познавательная активность сопровождается часто проговариванием вслух. СЛАЙД № 12 Игры на логическое мышление ФОТОПятая группа: В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие логического мышления и творческих способностей у детей. Это такие игры как «Ассоциации», «Продолжи дальше», «Чего не хватает?»«Что перепутал художник?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. СЛАЙД № 13 Занимательные задания и задачи-шутки на занятиях по математикеОбучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать познавательную активность, расширять, углублять математические представления. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, ребусов, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в подборе, перекладывании) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата). В ходе поиска дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. СЛАЙД № 14 Задачи-шутки-Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.) -У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?-Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть.) -На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)-Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.) -Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.) -Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)Задачи-шутки - это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Примеры таких задач представлены на слайде. СЛАЙД №15Другим занимательным заданием являются логические концовки. -Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа ... (вышел позже Саши).-Если река глубже ручейка, то ручеек ... (мельче реки).-Если правая рука справа, то левая ... (слева).-Если стол выше стула, то стул ... (ниже стола).-Если два больше одного, то один... (меньше двух).К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного.Почему дети так любят логические концовки?
  • Во-первых, это просто интересно и увлекательно.
  • Во-вторых, процесс разгадывания и полученное в итоге удовольствие от правильно найденного ответа, не только улучшает настроение, но и является отличной тренировкой для ума.
  • В-третьих, интересные загадки расширяют кругозор, развивают внимательность и наблюдательность.
  • Когда дети решают логические задачи, они учатся анализировать исходные материалы и искать скрытый смысл, тренируются рассуждать и делать выводы.СЛАЙД № 16Задачи в стихотворной форме.Еще один вид занимательных задач – задачи в стихотворной форме, например: - Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: два под березой, один у осины. Сколько их будет в плетеной корзине?- Под кустом у реки жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?-Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек Кто ответит из ребят, сколько было всех утят?- «Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире: стульев было ровно пять, а теперь четыре. Начал младший брат считать: «Раз, два, три, четыре, пять.» «Не реви!»,- сказал малыш, - «Ведь на пятом ты сидишь!» Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет такие задачи могут быть предложены детям в самом начале, в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального настроя, интереса к предстоящей деятельности, активности.Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Они и сами не замечают, как в игре осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами.СЛАЙД № 17Этим играм свойственна свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. Наряду с дидактическими для усвоения математических представлений целесообразно использовать сюжетно-ролевые игры.В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.СЛАЙД № 18Сюж-рол игры ФОТОДошкольники в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д.Для того чтобы ребенок мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную ситуацию, он должен понять ее смысл, мотивы, задачи и нормы отношений, существующие между людьми. Математическое содержание включается в игры как необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание. Сказка может нам помочь сделать математическое содержание материалом сюжетно-ролевой игры, обусловив тем самым его творческое освоение. (Например нужно отмерить определенное количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно «прочесть» письмо, в котором представлен план пути, и т.д.) Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки. Например, в сказочной игре-путешествии можно выбраться из лабиринта только в том случае, если действовать в строгом соответствии с математическим содержанием (карта-план, в котором указаны ориентиры и направление движения, цифрами указан порядок прохождения участков пути, с помощью мерок измеряется длина тех или иных отрезков пути).Благодаря сюжетно-ролевым, играм с элементами драматизации, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Изначально их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у дошкольников пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В игре ребенок получает новые знания, умения, навыки. А как иллюстрацию ко всему выше сказанному, мы бы хотели представить вам видео фрагмент, в котором показано, как в играх мы закрепляем и развиваем математические представления детей. Недавно в нашем детском проходила тематическая неделя театра и мы с ребятами обыграли сказку «Теремок» на новый лад, добавив в нее математическое содержание.