Публикации Вперед к точке роста!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вперед к точке роста!
Автор: Ирина Александровна Пастухова

Статья «ВПЕРЕД К ТОЧКЕ РОСТА!» Система Российского образования на современном этапе претерпевает существенные изменения. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений. И для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма и мастерства. Современная школа – это особое образовательное пространство, которое способствует развитию личной успешности и ученика, и учителя. Создать такое пространство не возможно без инфраструктурных изменений школьного здания. Особую роль в развитии личности играет система дополнительного образования. Не зря мы сегодня решаем вопросы односменности обучения. У детей появляется больше возможности для занятий внеурочной деятельностью. Наша задача – им такую возможность предоставить. Комитетом образования МР» Балейский район» наша школа была включена в состав школ для формирования центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» .Сегодня равноправными участниками образовательного процесса являются и учителя, и родители, и обучающиеся.Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимых знаний) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога-воспитателя: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов В связи с этим особую значимость приобретает педагогическое мастерство  Учителя будущего Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» завершили обучение по курсу «Гибкие компетенции проектной деятельности». С 15 апреля по 17 июня 2020 года педагоги изучали технологию решения изобретательских задач и методику формирования у обучающихся «гибких компетенций» (командная работа, креативное и критическое мышление). По итогам шести модулей первого блока обучения сотрудники выполнили контрольные задания и получили оценку приобретенной компетентности. Каждый педагог получил сертификат об успешном завершении обучении по курсуС 5 по 9 августа прошла образовательная сессия для педагогов технологии Центра "Точка роста" на базе технопарка «Кванториум»., в городе Улан-Удэ. В мае была подготовлена правовая документация на создание центра и составлена и проведена экспертиза сметы на ремонт помещения . По окончанию процедуры торгов в июне начались ремонтные работы.Одновременно с этим мы занимались дизайном и подбирали мебель для помещений с учётом методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации. С похожей проблемой столкнулся еще в конце 19 века американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи: «Несколько лет тому назад я обходил магазины и склады школьных принадлежностей в городе, пытаясь отыскать столы и стулья, которые бы … могли бы удовлетворить нуждам детей. Мы испытали много затруднений в отыскивании того, в чем нуждались, и в конце концов один купец … сделал замечание: "боюсь, что у нас нет того, что вы желаете. Вы ищете чего-нибудь такого, на чем дети могли бы работать, а все наши столы и парты приспособлены для слушания» . К сожалению, это и сейчас актуально. Действительно, трехрядная расстановка парт в классах не способствует общению и сотрудничеству.   Задачами Центра являются охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся школы, осваивающих основную общеобразовательную программу по предметным областям «Технология», «Информатика», « Основы безопасности жизнедеятельности», а также обеспечение не менее 70% охвата от общего контингента обучающихся в школе дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнёрства.  Инфраструктура Центра будет использоваться и во внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности.  Такой Центр образования «Точка роста» будет создан как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.  Центр должен быть расположен в школе площадью не менее 40 квадратных метров каждое и включать следующие функциональные зоны: - кабинет формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности»; - помещение для проектной деятельности – пространство, выполняющее роль центра общественной жизни школы. Помещение для проектной деятельности будет зонироваться по принципу коворкинга, включающего шахматную гостиную, медиазону.Для модернизации школьного пространства интересной является идеи организации коворкинг-центров. Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей обучающихся. Помимо комфортного места для учебы, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом и даже отдыха. Это может быть одним из ресурсов повышения качества образования. Для создания такого пространства помещение следует условно разделить на зоны: архивную, интерактивную, зону презентаций. Важно, что в коворкинге нет жестких границ: можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство. Коворкинг создает возможность для поиска и получения знаний и умений через знакомство с новыми людьми. В коворкинг-зоне можно проводить различные тематические мероприятия, лекции, встречи с успешными людьми, круглые столы, семинары и тренинги личностного роста.И главное, такие коворкинг-зоны можно создать в любой школе, капитальное ее не изменяя.На базе Центра планируется реализация не только общеобразовательных программ по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» с обновленным содержанием и материально-технической базой, но и программ дополнительного образования по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной и внеурочной деятельности, а также социокультурные мероприятия.  Работа школы будет выстроена следующим образом: в первую половину дня  предполагаются уроки по трем обозначенным предметам, а после ребят ждут занятия в рамках внеурочной деятельности, деловые игры, тренинги. Помимо овладения новыми знаниями и компетенциями, работа в таких условиях позволит детям и подросткам совершенствовать коммуникативные навыки, креативность, стратегическое и пространственное мышление, психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях.   Об оборудовании, которое поступит в школу в рамках проекта, стоит сказать особо, поскольку каждая единица призвана работать во исполнение главной задачи - современного образования школьников. К примеру, по предметной области «Информатика» школа получит новейшие компьютеры и интерактивные комплексы. Навыки оказания первой медпомощи будут отрабатываться в зоне «Основы безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов. Благодаря получению 3D-принтеров, квадрокоптеров и прочего оснащения обновится содержание предметной области «Технология» с формированием таких новых компетенций, как 3D-моделирование, прототипирование, компьютерное черчение, технологии цифрового пространства.Уже подготовлены и находятся на согласовании следующие программы дополнительного образования:1. Программа дополнительного образования «Медиа-центр ( «Фото-видеостудия «Журналистика в школе» ) Наряду с семьей и системой образования сегодня сильнейшим фактором, влияющим на процесс социализации детей, являются средства массовой информации (СМИ): печать, Интернет. Влияние СМИ на процесс социализации личности неоднократно отмечался как зарубежными, так и отечественными исследователями. В большинстве случаев исследователи приводят данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени детей (в основном речь идет о телевидении и о пользовании всемирной информационной сетью). Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.Отмечается, что в области политической социализации российского подростка роль СМИ превышает роль семьи и школы. На наш взгляд, необходимо создать особое единое образовательное пространство, которое явилось бы альтернативой тому, которому чаще всего подвергаются школьники. 4. Программа дополнительного образования «Шахматы»"Шахматы - это не просто спорт.Они делают человека мудрее и дальновиднее,помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,просчитывать поступки на несколько "ходов" вперёд". В.В.ПутинДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Шахматы» основана на индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.В данной программе применяются разнообразные формы и методы, которые позволяют выявить способности детей к сосредоточенной умственной деятельности, развить их и научить пользоваться не только во время игры в шахматы, но и в повседневной жизни. Основная форма занятий – игровая деятельность.Программа «Шахматы» разработана для детей 10-13 лет. Общее количество часов 144, в неделю 4 часа. Набор детей проводится с 1 по 20 сентября в группу. Группа формируются по возрастному принципу численностью  до 15 человек. По данной программе обучаются дети всех социальных групп, включая детей-инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе, при этом осуществляется дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. 3 . Программа дополнительного образования «3D-моделирование»3D-моделирование — прогрессивная отрасль мультимедиа, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта при помощи специальных компьютерных программ. Моделируемые объекты выстраиваются на основе чертежей, рисунков, подробных описаний и другой информации. Данная программа реализуется в технической направленности.4. Программа дополнительного образования «Беспилотные летательные аппараты». Эта образовательная программа интересна тем, что интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации. Занимаясь по данной программе, обучающиеся должны получить знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия.Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт.Это создало необходимость в новой профессии: оператор беспилотных авиационных систем (БАС). Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС. В программе объединены: начальное инженерное проектирование, программирование микроконтроллеров и микропроцессоров и отведена доля на спортивную деятельность радиоуправления моделями дронов, технического прогресса, новых технологий.Наша школа с 1 сентября 2020 года стала центром цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».       Думаем, что у нас всё получится!!! Вперёд к ТОЧКЕ РОСТА!!!