Публикации Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация предметно-развивающей среды в ДОУ
Автор: Элкелдиева Наталия Владимировна

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ Особое место в педагогическом процессе, в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями, уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное взаимодействие взрослого и ребёнка.Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, именно это и лежит в основе развивающего обучения.Свободная деятельность детей в развивающих центрах позволяет им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.Предметно –развивающая среда это система объектов деятельности ребёнка функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая предметно развивающая среда предполагает единство социальных и предметных средств, обеспечивания разнообразной деятельности ребёнка.Предметные средства это шкаф, глобус и т.д. Социальные средства это различные выставки. Деятельность ребёнка зависит от того какова предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек, игрового материала, оборудования и пособий она состоит. Каков их развивающий материал, как они расположены, доступны ли они для самостоятельной деятельности.Ни один ребёнок не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно развивающей среды.Организованная предметно-развивающая среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребёнка и самообучению, вселяет в него уверенность в свои возможности.Основными элементами предметно-развивающей среды являются: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование, игровые пространства оснащённые крупногабаритными конструкторами ( модулями, наборами игрушек, игровыми материалами, игровым оборудованием). Все компоненты предметно-развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному оформлению.Развитие ребёнка осуществляется в процессе активной и содержательной деятельности, организуемой воспитателем в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся определённая педагогическая среда в которой он живёт и учится самостоятельно. В предметно-развивающей среде ребёнок развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять различные предметы и явления на собственном опыте. Исходные требования к предметно-развивающей среде - её развивающий характер, кроме того она должна обеспечивать безопасность детей, способствовать укреплению физического и психического здоровья, быть подвижной, эмоционально окрашенной, положительной. Устройство центров, уголков, ниш конструируется так, чтобы дети имели свободный доступ к игрушкам, материалам для различных видов деятельности. Предметно-развивающая среда через своё содержание и свойства должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка. Предметный мир, а не воспитатель, побуждает ребёнка к активной самостоятельной деятельности. Постепенно ребёнок приобретает навык определяться в выборе деятельности.В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:- для самостоятельного, целенаправленного, активного действия во всех видах деятельности , которая размещается в центрах, уголках и создаёт разнообразный материал для НОД и игр.- для представления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и потребностей ребёнка.Организация и размещение предметов развивающей среды в пространстве группы должно:а) быть рационально-логичным и удобным для детей;б) отвечать возрастным особенностям и потребностям детей;в) включать не только стационарную, но и мобильную мебель, полифункциональное оборудование; Это предоставит детям право изменять игровую и пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиции своих детских интересов.г) расположение мебели игрового и прочего оборудования в предметно- развивающей среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципу функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;д) отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям, физиологии ребёнка, должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание, побуждать к активным действиям;Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Свободная разнообразная деятельность в условиях обогащённой предметно-развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения. В условиях хорошо организованной предметно-развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.