Публикации Материалы СМИ как компонент формирования отношения к иноязычной культуре у школьников старших классов на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Материалы СМИ как компонент формирования отношения к иноязычной культуре у школьников старших классов на уроках английского языка
Автор: Cафонова Ольга Васильевна

Материалы СМИ как компонент формирования отношения к иноязычной культуре у школьников старших классов на уроках английского языкаО.В.СафоноваМБОУ СОШ с УИОП №8Одной из главных задач изучения иностранного языка в современной школе является приобщение школьников к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка. В современных условиях межкультурной коммуникации происходит невиданное смешение народов, языков культур. Данное обстоятельство, с одной стороны, делает процесс взаимодействия представителей разных стран чрезвычайно интересным и взаимообогащающим, а с другой стороны, создаёт ряд трудностей для эффективного общения. Последние обусловливают возникновение разнообразных проблем, которые описаны в современной методике преподавания иностранного языка в качестве основных образовательных и воспитательных задач а именно:1.Формирование отношения к иной культуре.2. Воспитание терпимости и уважения к другому образу жизни, непривычной для нас системе ценностей.3. Преодоление ложных стереотипов, представлений о культуре другой страны и представителей.4. Развитие умения обращаться к собственному миру для объяснения чужого.5. Осознание значимости своей самобытной культуры (С.Г. Тер-Минасова).Одним из путей решения указанных выше задач является использование материалов зарубежных СМИ в учебном процессе при формировании у учащихся социокультурной компетенции. Обучающие возможности текстов массовой информации огромны. Они обусловлены следующими факторами:а) тексты СМИ - это богатейший тезаурус, отражающий все нюансы и движения языковой нормы;б) они являются неиссякаемым живым источником социокультурной информации о стране изучаемого языка;в) материал медиа текстов позволяет решать широкий круг методических задач: от закрепления лексики до свободного высказывания.Представляя собой прекрасный образец современного речеупотребления, тексты массовой информации входят в состав многих пособий и учебников по английскому языку.Анализ данных текстов для методических целей требует рассмотрения следующих вопросов:-тексты массовой информации как компонент современной культуры;-национально-культурные особенности организации информационного пространства;-тексты массовой информации в свете взаимодействия культур; последствия влияния иноязычной культуры на уровне содержания, формата и языка;-cоздание образов и стереотипов в материалах СМИ ( С.Г. Тер-Минасова, Т.Г. Добросклонская, А.Н.Богомолов).Масс-медиа отражают события окружающей действительности, все многообразие современного мира, являются ключевым фактором в создании современной картины мира. Они непосредственно влияют на общее развитие и формирование мировоззрения личности.Итак, одним из путей обновления содержания обучения иностранному языку может являться использование современных материалов СМИ (пресса, телевидение, Интернет) в учебном процессе. Качественное изменение учебно-методического обеспечения предполагает:-глубокий анализ потребностей общества, личности, системы образования;-уточнение целей и формулировок конкретных задач обучения;-разработку новых принципов отбора учебного материала;-создание новых профильно-ориентированных форм организации учебного процесса;-перераспределение ролей между преподавателями и обучаемыми;-внедрение современных подходов к определению формата и содержанию контроля, ориентированных не столько на проверку полученных знаний, сколько на уровень сформированности интегративных умений и базовых компетенций.Использование в учебном процессе иноязычных материалов СМИ будет способствовать успешному формированию у школьников социо-культурной, профессионально-коммуникативной, деятельностной и развивающей компетенций ( Р.П.Мильруд) и более полной реализации гуманистического потенциала языкового образования.