Публикации
"Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся во внеурочной деятельности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся во внеурочной деятельности"
Автор: Горюнова Алла Владимировна, Лисянская Ольга Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся во внеурочной деятельности"
Автор: Горюнова Алла Владимировна, Лисянская Ольга Викторовна
Проектирование индивидуальной образовательной траектории обучающихся во внеурочной деятельности
В соответствии с Федеральным государственным образова-тельным стандартомвнеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Огромное место во внеурочной деятельности отводится организации дополнительного образования детей посредством разнообразных форм организации: кружки, секции. Понятие индивидуальная траектория образования личности появилось не так давно, хотя идея применялась уже давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Задача обучения состоит в обеспечении индивиду-альной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Индивидуальная траектория образования – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся ставит цель для реализации следующих их прав и возможностей:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном предмете;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный выбор дополнительной тематики в творческих работах;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Индивидуальная образовательная траектория- это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в процессе своего развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. Проектирование ИОТ позволяет конструировать образова-тельный процесс в соответствии с личностными запросами и потребностями, склонностями и интересами ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, а значит, является эффек-тивным средством формирования учебно-познавательных мотивов.
В основе построения индивидуальной образовательной траектории лежат четыре процесса: прогнозирование, проек-тирование, конструирование и оценка эффективности реали-зации.
Реализация траектории осуществляется в несколько этапов:
1этап. Создание интеллектуального образовательного пространства, удовлетворяющего запросы учащихся в выборе социокультурных практик.
2этап. Активизация познавательной и преобразовательной активности учащегося.
3этап. Диагностика уровня развития способностей учаще-гося и его индивидуальных интересов.
4этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута и технологий его реализации.
5этап. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории одаренного обучающегося.
Проектируя ИОТ, педагог включает обучающихся как активных субъектов жизнедеятельности, познания, творчества, актуализации ребёнком собственного опыта, целеполагания, гуманитарного познания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации.
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения общеобразовательных программ, работая по программам внеурочной деятельности детей мы в большей степени обес-печиваем личностный рост обучающихся. У детей развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из проблемной ситуации; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.Невозможно определить ИОТ на весь период обучения в школе сразу. ИОТ должна отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника. С ее помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов. То есть, ИОТ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий реализации личностного потенциала. Систематическое отслеживание результатов позволяет увидеть динамику изменения развития ребенка, проанализировать соответствие достижений с запланированным результатом, помогает оценить успешность проведенных мероприятий, а также спланировать дальнейшее продвижение ребенка по своей индивидуальной траектории. Система внеурочной деятельности позволяет сформировать интересы, раскрыть творческие способности учащихся и их индивидуальные наклонности. Каждое внеклассное мероприятие необходимо тщательно продумывать, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя, раскрыть свои индивидуальные способности. Основная задача взрослых в работе с детьми– создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка.
В заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
Список литературы:
1.Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
2. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
3.Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
4.Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
5.Панов, В.И. Одарённые дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30-44.
6. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2003. –139 с.
Горюнова Алла Владимировна, МБОУ СОШ с УИОП №8
Лисянская Ольга Викторовна,МБОУ СОШ с УИОП №8
В соответствии с Федеральным государственным образова-тельным стандартомвнеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд важных задач:
-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
-улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Огромное место во внеурочной деятельности отводится организации дополнительного образования детей посредством разнообразных форм организации: кружки, секции. Понятие индивидуальная траектория образования личности появилось не так давно, хотя идея применялась уже давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Задача обучения состоит в обеспечении индивиду-альной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.
Индивидуальная траектория образования – это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования учащихся ставит цель для реализации следующих их прав и возможностей:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном предмете;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный выбор дополнительной тематики в творческих работах;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуально обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Индивидуальная образовательная траектория- это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в процессе своего развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. Проектирование ИОТ позволяет конструировать образова-тельный процесс в соответствии с личностными запросами и потребностями, склонностями и интересами ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности, а значит, является эффек-тивным средством формирования учебно-познавательных мотивов.
В основе построения индивидуальной образовательной траектории лежат четыре процесса: прогнозирование, проек-тирование, конструирование и оценка эффективности реали-зации.
Реализация траектории осуществляется в несколько этапов:
1этап. Создание интеллектуального образовательного пространства, удовлетворяющего запросы учащихся в выборе социокультурных практик.
2этап. Активизация познавательной и преобразовательной активности учащегося.
3этап. Диагностика уровня развития способностей учаще-гося и его индивидуальных интересов.
4этап. Разработка индивидуального образовательного маршрута и технологий его реализации.
5этап. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории одаренного обучающегося.
Проектируя ИОТ, педагог включает обучающихся как активных субъектов жизнедеятельности, познания, творчества, актуализации ребёнком собственного опыта, целеполагания, гуманитарного познания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации.
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения общеобразовательных программ, работая по программам внеурочной деятельности детей мы в большей степени обес-печиваем личностный рост обучающихся. У детей развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из проблемной ситуации; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.Невозможно определить ИОТ на весь период обучения в школе сразу. ИОТ должна отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника. С ее помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов. То есть, ИОТ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий реализации личностного потенциала. Систематическое отслеживание результатов позволяет увидеть динамику изменения развития ребенка, проанализировать соответствие достижений с запланированным результатом, помогает оценить успешность проведенных мероприятий, а также спланировать дальнейшее продвижение ребенка по своей индивидуальной траектории. Система внеурочной деятельности позволяет сформировать интересы, раскрыть творческие способности учащихся и их индивидуальные наклонности. Каждое внеклассное мероприятие необходимо тщательно продумывать, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя, раскрыть свои индивидуальные способности. Основная задача взрослых в работе с детьми– создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка.
В заключении трудно не согласиться со словами выдающегося педагога Сухомлинского: В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
Список литературы:
1.Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
2. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
3.Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
4.Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001.
5.Панов, В.И. Одарённые дети: выявление-обучение-развитие / В.И. Панов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30-44.
6. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тарасов. – СПб. : ЛОИРО, 2003. –139 с.
Горюнова Алла Владимировна, МБОУ СОШ с УИОП №8
Лисянская Ольга Викторовна,МБОУ СОШ с УИОП №8