Публикации Организация проведения междисциплинарного дня в средней школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проведения междисциплинарного дня в средней школе.
Автор: Журенко Анастасия Константиновна

Тема проведения мероприятий междисциплинарного дня: «Отечественная война 1812 г.»Основная междисциплинарная идея- изучить причины, ход, итоги и значение Отечественной войны 1812 года, используя метапредметные связи, обобщить и систематизировать полученные знания  об Отечественной войне 1812 года и показать ее народный характер. Теперь ли нам дремать в покое,                                 России верные сыны?!                                 Пойдем, сомкнемся в ратном строе,                                 Пойдем – и в ужасах войны                                 Друзьям, отечеству, народу                                 Отыщем славу и свободу,                                 Иль все падем в родных полях!                                 Что лучше: жизнь - где узы плена,                                 Иль смерть – где росские знамена?                                 В героях быть или в рабах?Ф.Н. ГлинкаУчебный день начинается с торжественной линейки, на которой директор школы озвучивает тему проведения мероприятий междисциплинарного дня- «Отечественная война 1812 года», основные события данного периода отечественной истории, их итоги и значение для российского государства. Учащиеся 5-11 класса получают карточки с заданиями, на которые они должны ответить в ходе проведения мероприятий. Примерные задания:
  • На карточках представлены изображения героев Отечественной войны, писателей и поэтов, посвящавших свои произведения указанным событиям (М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай-де-Толли, А.П. Ермолов и др.; Л.Н. Толстой, Ф.Н. Глинка, М.Ю. Лермонтов, Д.В. Давыдов, Н.А. Дурова и т.д.). Необходимо подписать изображения и объединить их по выделенным учащимися классификационным признакам (писатели, поэты, участники войны).
  • Карточки с картами центральной части Российской империи, на которые необходимо нанести движения французских и русских войск, указать места основных сражений.
  • Карточки с текстами из различных исторических документов: необходимо указать источник, автора, объединить тексты по выделенным учащимися классификационным признакам (например, отрывки из Приказа М.И. Кутузова от 31.12.1812 г.; из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, из рапорта М.И. Кутузова Александру I от 27.08.1812 г., из манифеста российского императора Александра I от 6 июля 1812 г., и т.д.).
  • Расписание уроков для 9 «А» класса:
  • История.
  • Тип урока: урок изучения нового материла.Цель урока: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.Задачи урока:
  • образовательные:
  • рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;
  • развивающие:
  • развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.
  • воспитательные:
  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.План урока.I. Изучение нового материала.
  • Предпосылки причины Отечественной войны 1812 года.
  • Характер войны, соотношение сил.
  • Вторжение Наполеона в Россию.
  • Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
  • Бородинское сражение.
  • Совет в Филях и оставление Москвы.
  • Отступление и гибель «Великой армии».
  • II. Рефлексия.III. Домашнее задание.Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.Оборудование: настенная карта «Отечественная война1812года», контурные карты «Отечественная война 1812 года», индивидуальные атласы «История России XIX века», цветные карандаши, портреты исторических деятелей. Репродукция картин, посвященных этой теме.
  • География- на уроке необходимо проследить и нанести на карту движение русских и французских войск, места основных сражений.
  • Литература- анализ романа Л.Н. «Война и мир», чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», гусарской поэзии Д.В. Давыдова.
  • Алгебра- расчет соотношения численности русских и французских войск в начале и в конце войны, в т.ч. во время Бородинской битвы.
  • Кубановедение- изучение участия кубанских казаков в Отечественной войне 1812 г.: лейб-гвардии казачьей сотни, 9-й пешего полка и 1-й сборного конного полка. Примеры:
  • - особенная роль казачьей сотни 23 июня при Кочержижках- все атаки были блистательно отбиты кубанскими казаками. Черноморская сотня несколько раз врубалась в неприятельскую кавалерию. Через несколько дней черноморцы разбили один из отрядов врага при деревне Свече, а в местечке Бешенковичи сумели долго удерживать наседавших французов. За храбрость в арьергардных боях командир Черноморской сотни А.Ф. Бурсак был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом; - фельдмаршал М. И. Кутузов писал: «Казаки делают чудеса: истребляют не только пехотные колонны, но нападают быстро и на артиллерию».Наполеон принужден был 7 октября оставить Москву. В ходе контрнаступления русской армии черноморские казаки участвовали в целом ряде боев. 28 октября на ельнинской дороге, возле деревни Ляхово, казаки захватили в плен генерала Ожеро и наголову разбили пехоту (500 человек), шедшую ему на выручку. Казаки в качестве трофеев привезли с собой 700 кирас, которые впоследствии были переданы в Псковский драгунский полк;- черноморцы - участники военных действий, были награждены орденами и чинами, за проявленные храбрость и мужество в борьбе с французами. Удостаивались наградами многие из них не только за крупные победы в известных сражениях, но и за участие в партизанском движении. 21 черноморец получил «Знак отличия военного ордена» (Георгиевский крест) 4 степени, один орден Святого Георгия 4-й степени, восемь Святого Владимира (А.Ф.Бурсак, полковой есаул Г.М. Ляшенко, хорунжий А.Д. Безкровный и др.), 263 казака 9-го пешего полка - серебряные медали «В память Отечественной войны 1812 года». За проявленную доблесть в борьбе с неприятелем, четыре черноморца получили медали «За заслуги», а пятеро - орден Святой Анны разных степеней. Столь высокие награды подтверждают признание воинских заслуг черноморских казаков в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах 1813-1814 гг.;- на современном этапе в галерее воинской славы Храма Христа Спасителя в Москве на нескольких досках увековечена память о черноморцах, в виде упоминаний мест сражений, имен и фамилий казаков и офицеров Черноморской сотни. В рядах сотни покрыли себя бессмертной славой будущие кубанские атаманы А. Д. Безкровный и Н.С. Завадовский.6. Музыка- прослушивание и разучивание песен на стихи Д.В. Давыдова («Я не хочу войны», «Кровавый бой»), песни из кинофильма Гусарская баллада- «Давным давно».7. Урок мужества (классный час)- рассказ учителя о событиях Отечественной войны 1812 года, содержащий акценты на следующих моментах:- партизанская война, народное ополчение, вначале стихийное, затем организованное и руководимое из единого центра, составляло важную часть стратегического плана М.И. Кутузова; рассказ о женщине-партизанке Василисе Кожиной, награжденной медалью и денежной премией лично от царя Александра I. В Государственном историческом музее в Москве хранится портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым в 1813 году. На груди Кожиной видна медаль на Георгиевской ленте;- патриотизм русского народа - не морозы и не пространства России победили Наполеона, а мужество солдат армии и искусство полководцев, участие всего народа в войне- вот основные причины победы России в Отечественной войне 1812 года. Русский народ отстоял свое право на независимое национальное существование и сделал это с такой неукротимой волей к победе, с таким истинным презирающим всякую шумиху героизмом, с таким подъемом  духа, как никакой другой народ в тогдашнем мире. Слова учителя сопровождаются просмотром отрывков (сцены Бородинского сражения; биографических эпизодов и моментов, демонстрирующих всеобщий патриотический подъем среди населения) из следующих кинофильмов: - «Война и мир» С.Ф. Бондарчука 1965 года;- «Багратион» Г. Мгеладзе 1985 года; - «Эскадрон гусар летучих» С. Ростоцкого 1980 года.Далее- просмотр презентации о знаменитой галерее генералов 1812 года в Эрмитаже.Заключительная часть урока мужества:- подведение итогов выполненных заданий на карточках;- рефлексия, обмен мнений с учащимися о значении и итогах Отечественной войны 1812 года для России. Я думаю, что подобные междисциплинарные дни необходимо организовывать один раза в четверть, тематика может быть приурочена к юбилейным датам: - событий истории, литературы и т.д. как общероссийского, так и регионального масштаба;- научных открытий и изобретений, изучаемых на уроках физики, химии, биологии и т.д.Сложность в организации междисциплинарных дней может быть связана с синхронизацией расписания, в идеальном варианте в проведении данных мероприятий должна быть задействована вся школа. Приветствуются рисунки, выполненные учащимися по соответствующей тематике, разученные песни и танцевальные номера. Это поможет сделать учебный процесс более разнообразным, вовлечь учеников в изучаемую историческую, литературную, химическую и пр. проблемы.