Публикации
Организация предметно пространственной среды в соответствии ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация предметно пространственной среды в соответствии ФГОС
Автор: Ощепкова Любовь Витальевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация предметно пространственной среды в соответствии ФГОС
Автор: Ощепкова Любовь Витальевна
Ощепкова Любовь ВитальевнаМБОУ Вознесеновская СОШСтруктурное подразделение «Детский сад»Белгородская областьОрганизация предметно-пространственной средыв соответствии ФГОС. «Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» - есть предметно-развивающая среда по определению С. Л. Новоселовой. Одним из первых предложил рассматривать среду - как условие оптимального саморазвития личности - выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо. Селестен Френе считал, что благодаря предметно-развивающая среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. В правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, большую роль играет взрослый. Требования ФГОС к предметно – пространственной развивающей среде:1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. 2. доступность среды, что предполагает:2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс. 2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.Учитывая требования ФГОС в насыщенной окружающей среде с учётом склонностей ребёнка, интересов, уровня активности возможно одновременное включение в коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Необходимо обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно-развивающая среда должна быть организованна так чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Оборудование должно быть размещено по секторам (центрам развития), давать возможность объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными материалами, активизирующими познавательную деятельность, являются: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Для творческого использования в решении различных игровых проблем необходимо иметь большое количество «подручных» материалов: веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек. Основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка становится насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению их здоровья и закаливанию организма каждого их них. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культуре на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т.д.). Центром всей образовательной работы группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Центр игрыЗадачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал. Центр физического развитияЗадачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия ; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза. Центр художественно эстетического развитияЗадачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности. Центр музыки и театраЗадачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Центр книгиЗадачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.Центр конструированияЗадачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости – гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Центр природыЗадачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Центр познавательного развитияЗадачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках; ознакомление со светофором.Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, дает возможность свободного подхода к каждому центру в группе, способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Правильно организованная развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности. Список литературы:С.Л.Новосёлова «Развивающая предметная среда детства»— М., 1996 ; Е.А.Лобанова «Дошкольная педагогика». Учебно – методическое пособие 2005; Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М.:ТЦ Сфера 2015 г. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2014 г.