Публикации Система духовно-нравственного воспитания детей в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система духовно-нравственного воспитания детей в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности
Автор: Демченко Марина Николаевна

«Система духовно-нравственного воспитания детей в процессе реализации дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности»Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения представляет собой важный компонент социального заказа образованию, в котором развитие личности рассматривается в качестве приоритета. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством.Значимость проблемы воспитания молодежи выражается направленностью большинства государственных инициатив в области образования на формирование патриотического самосознания личности, направленностью ФГОС на воспитание гражданственности и патриотизма. Актуальность духовно-нравственного воспитания обусловлена необходимостью роста национального и гражданского самосознания российского народа, переосмысления патриотических ценностей и возвращения ценного опыта прошлого. В свете вышедшей стратегии развития воспитания до 2025 года на современном этапе задаются новые требования к институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии необходимые для становления подрастающего поколения в будущем. Перед системой духовно-нравственного воспитания остро стоит проблема корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и технологий, учитывающих современные социальные реалии. Решение данной проблемы МОУ ДЮЦ Волгограда видит в реализации следующих подходов в воспитательной работе:
  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  • защита самой системой образования национальных культур в условиях многонационального государства.
  • Духовно-нравственное становление личности – стержень патриотического воспитания, которое начинается с познания ценности Отечества. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание строить на примерах истории родного края, а через неё и всей необъятной Родины, приобщать подрастающее поколение к опыту предшествующих поколений.В краеведческой деятельности не только формируются патриотические убеждения, она позволяет осуществлять тренировку патриотического поведения. Краеведческая деятельность – это комплексное средство всестороннего развития личности, объединяющее и включающее в себя многообразие форм и методов, формирующих растущую личность. Предмет исследования - учебно-воспитательный процесс, основанный на краеведческом компоненте, способствующем духовно-нравственному становлению личности. Цель исследования: обоснование и реализация целевых, содержательных и процессуальных характеристик духовно-нравственного становления личности. В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
  • совершенствовать и развивать успешно зарекомендовавшие себя формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию;
  • раскрыть возможности и специфику краеведческого компонента в построении и реализации системы духовно-нравственного становления личности в условиях реализации ДОП;
  • исследовать педагогический комплекс инструментально-технологического обеспечения процесса духовно-нравственного становления личности.
  • Проект реализуется всем педагогическим коллективом через участие в работе проектных групп, руководителями которых являются методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, концертмейстеры.Материал для исследования - результаты реализации дополнительных общеобразовательных программ, краеведческий компонент в ДОП, система традиционных воспитательных мероприятий, а также реализация программа эстетического воспитания в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Волгограда, построенная на художественно-творческой деятельности, способствующая социально-личностному духовному воспитанию и эстетическому развитию учащихся.В ходе инновационного проекта планируется реализация краеведческого подхода в качестве общей основы решения задач духовно-нравственного воспитании через:
  • усиление краеведческой направленности содержания ДОП;
  • организация междисциплинарного подхода, при котором в содержании различных учебных дисциплин будут выделяться материалы по патриотическому воспитанию;
  • усиление патриотической направленности образовательного процесса за счет событийного наполнения социальными практиками (специально организованной творческой и проектной деятельностью учащихся).
  • Предполагается, что инновационная деятельность будет проводиться поэтапно, последовательно. В ходе неё будет осуществляться подготовка учебно-технологических материалов для всех субъектов образовательного процесса, участвующих в инновационном поиске, полученные материалы будут систематизироваться и обобщаться. Становление инновационного опыта будет осуществляться через разработку обобщенных оценочных показателей, определяющих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер.К Духовно-нравственным параметрам можно отнести:- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции;- повышение интереса к истории и культурным ценностям своего Отечества;- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей.I этап реализации данного проекта:
  • Постановка проблемы и обоснование её актуальности.
  • Сбор и систематизация теоретического материала по проблеме.
  • Проведение семинаров по теоретическим проблемам инновационной деятельности.
  • Обмен информацией на обучающих семинарах и вебинарах.
  • Ознакомление участников инновационного проекта с задачами и содержанием инновационной деятельности.
  • II этап проекта:
  • Разработка критериев эффективности на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
  • III этап проекта:
  • Разработка и апробация системы мониторинга и оценки достижений обучающихся учреждений-участников инновационного проекта.
  • Ожидаемые показатели эффективности инновационной деятельности.
  • Апробация новых форм и методов краеведческой работы по духовно-нравственному становлению личности
  • Выявление и изучение возрастных особенностей проявления духовно-нравственного становления личности.
  • Создание эффективной модели духовно-нравственного становления личности в условиях реализации ДОП, способствующих патриотическому воспитанию детей.
  • Определение эффективных условий и методов включения детей в патриотическую деятельность на современном этапе развития общества через краеведение.
  • Содержательное наполнение деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание детей в отделе художественного творчества МОУ ДЮЦ Волгограда:
  • Реализация ДОП с краеведческим компонентом.
  • Реализация ДОП с элементами краеведческого компонента, реализующегося на примере использования учебного материала, основанного на региональном материале и культурных ценностях России.
  • Участие педагогов отдела в реализации воспитательных мероприятий, направленных на духовно-нравственное становление личности.
  • Высокая результативность, участие в культурно-образовательных проектах, как один из факторов духовно-нравственного становления личности учащихся.
  • Реализация в отделе программы эстетического воспитания в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений Волгограда, построенная на художественно-творческой деятельности, способствующая социально-личностному духовному воспитанию и эстетическому развитию учащихся на примере городского фестиваля детского художественного творчества «Калейдоскоп детских фантазий».
  • Подводя итог и обобщив опыт работы педагогов по данной теме можно выделить несколько форм работы по духовно – нравственному становлению:
  • использование аутентичного репертуара народов России, репертуара из творческого наследия России, а также Волгоградского региона, репертуара по истории России и Волгоградского региона;
  • воспитательные мероприятия патриотической направленности, а также краеведческой направленности;
  • участие в концертной деятельности для ветеранов войны, воинов –интернационалистов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • конкурсная деятельность различного уровня, способствующая социально-личностному духовному воспитанию и эстетическому развитию учащихся;
  • участие в культурно-образовательных проектах за пределами Волгоградской области в рамках участия в конкурсной и фестивальной деятельности;
  • посещение музеев, проведение экскурсий по памятным местам Волгограда в рамках воспитательной работы;
  • творческие встречи в рамках мастер-классов с членами жюри и другие
  • посещение программ цирковых династий России, концертных мероприятий Волгоградской филармонии и спектаклей ведущих театров Волгограда;
  • беседы к памятным историческим событиям;
  • сотрудничество с профессиональными актерами, артистами цирка, вокалистами и инструменталистами в совместных творческих программах и проектах, способствующих личностному росту и формированию положительных показателей воспитанности;
  • использование игровой деятельности на занятиях, моделирующих воспитательные ситуации
  • тематические праздники, уроки мужества
  • К методам отслеживания личностных результатов ребёнка, применяемых при реализации ДОП художественной направленности относятся:
  • метод наблюдения (и как самостоятельный способ диагностики, и как составная часть других методов. Наблюдаться могут поведение учащихся, показатели воспитанности и их проявления (Коллективизм, Качества личности, Нравственные характеристики, Трудолюбие, Честность, Дисциплинированность, Самостоятельность, Оптимизм), поведение и настроение учащихся и т.д.).
  • Важно также, что в наблюдении явления и процессы воспринимаются непосредственно в целостности и динамике их изменения.
  • Метод, о котором сегодня несколько раз говорили педагоги, один из эффективных методов психолого-педагогической диагностики, при котором анализу подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, стихи, рисунки, сочинения. Такой метод называется метод контент-анализа. Благодаря использованию этого метода, можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно, или которым мы не были «свидетелями».
  • беседы, обсуждения - это метод получения информации на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым. Применяется с целью получить материал, характеризующий индивидуально-личностные особенности ребенка. В беседе можно проверить данные, полученные методом наблюдения.
  • Беседа — это не просто вопросы и ответы, в ходе ее педагог может высказать свою точку зрения, предложить ее для обсуждения испытуемому и тем самым дать ему возможность возразить или согласиться. Отвечая на мнение педагога, испытуемый вынужден искать больше аргументов для подтверждения своей точки зрения.
  • метод анкетирования - форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов для детей. Ответы на эти вопросы служат исходным материалом для обобщений.
  • метод опроса - с его помощью добывается информация о явлениях, процессах, которые не доступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Это может быть информация о мотивах, интересах и предпочтениях детей. Такие методы используют как разведочные (в начале комплексной диагностики) и как уточняющие (в ее итоге).
  • моделирование игровых ситуаций – используется как диагностический эксперимент, с целью изучение объекта, как в естественных, так и в специально созданных и контролируемых условиях.
  • Важно также отметить, что диагностике подлежит не сам процесс наблюдения, беседа, опрос, смоделированная игровая ситуация, а выявленные в результате показатели проявления отношения или позиции к изучаемому, обсуждаемому, исполняемому.К критериям оценки уровня духовно-нравственного развития личности можно отнести положительное или отрицательное проявление показателей воспитанности, уровень проявления показателей воспитанности. К ним можно отнести:
  • Дисциплинированность
  • Ценностное отношение к труду
  • Честность
  • Самостоятельность
  • Чувство коллективизма
  • Умение ценить чужую индивидуальность, мнение, позицию
  • Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья
  • Умение сочувствовать и сопереживать другим людям
  • Отношение к культурным ценностям, природе, окружающему миру.
  • Готовность к активной творческой созидательной деятельности.