Публикации Работа с родителями в проблемном поле воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с родителями в проблемном поле воспитания
Автор: Демченко Марина Николаевна

«Работа с родителями в проблемном поле воспитания»В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о том, что Воспитание это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.Одна из двух целей национального проекта «Образование», который реализуется с  2018 годаэто воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.Неотъемлемая часть системы воспитательной работы педагогов дополнительного образования Детско-юношеского центра Волгограда - это работа с родителями. ПДО вырабатывают основную стратегию и тактику взаимодействия системы дополнительного образования и семьи в воспитании личности ребенка; Будучи специалистами в области педагогики и психологии, педагоги помогают родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды.Именно педагоги дополнительного образования часто выступают в роли наставника, советчика, консультанта, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого системой дополнительного образования.Организация дополнительного образования призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и качество дополнительного образования.Одно из направлений работы это именно «взаимодействие» с родителями.В «Словаре русского языка»  Сергея Ожегова слово «взаимодействие» объясняется как взаимная поддержка.Взаимодействие – совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, эффективно организованное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем. Не всегда учителям в школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это Непонимание всей тяжестью ложится на ребенка. Многие родители интересуются только оценками ребенка в школе.Мы, как педагоги учреждений дополнительного образования по сравнению с учителями школы находимся в более выгодной позиции, потому что дети в своем большинстве приходят к нам в удовольствие, осознанно, занимаются любимым делом. И дети, и сами родители в какой – то степени замотивированы и нам проще вместе с родителями создать единое пространство развития ребенка, так называемого воспитательного поля.Взаимодействие с родителями — не самоцель и не формальная обязанность, а осознанная обеими сторонами необходимость, нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания и осуществляется индивидуальный подход к родителям.Выявляя образовательные запросы родителей, наши педагоги закладывают основу деятельности творческого коллектива. Это позволяет находить среди родителей союзников и даже партнеров. Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности педагогов. Использование только традиционных методов и форм сотрудничества системы допбразования и семьи в современных условиях недостаточно эффективно, а порой и не находит отклика у родителей, поэтому необходим поиск иных решений задач сотрудничества. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании детей разного возраста рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. От того, как будет протекать взаимодействие педагога с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле воспитания и взросления.Наши педагоги помогают даже за короткое время учебы детей сформировать у родителей активную позицию включения в жизнь творческого коллектива. Один из опытов работы сотрудничества с родителями, хорошо зарекомендовавший себя в нашем отделе, — это проведение совместных мероприятий - новогодние елки, отчетные концерты, участие в культурно-образовательных проектах, поездки на фестивали и конкурсы. Такие совместные мероприятия позволяют повысить уровень «педагогической» культуры родителей. Поскольку преобладающая часть родителей не имеют отношение ни к педагогической, ни к творческой профессии, не имеют специальных знаний в сфере психологии воспитания и образования детей, то нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И педагоги помогают объединить, сплотить всех участников образовательно-воспитательного процесса, установить единство в воспитании ребенка, создать систему сотрудничества и партнерства, научиться взаимно, доверять друг другу, воспитать терпимость и доброжелательность. Данная форма работы позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве творческого коллектива, обмениваться эмоциями и впечатлениями.Единство воспитательной деятельности педагогов и родителей создаёт наиболее благоприятные условия всестороннего развития личности. В процессе совместной слаженной деятельности взрослых успешнее формируется сознание ребёнка, накапливается опыт правильного поведения в разной обстановке. При этом формирование чувств, взглядов, убеждений и соответствующих им поступков, осуществляется более планомерно, без срывов и конфликтов. Посредством единых требований взрослых, укрепляется воля детей. Они становятся заметно активнее, настойчивее в достижении цели, решительнее в преодолении трудностей, содержание в обычном поведении. Опыт педагогов нашего отдела по работе с родителями огромный, разноплановый. Он богат, как традиционными приемами, так и постоянно совершенствующийся современными находками. За время пандемии педагоги освоили проведение занятий в ZOOM, социальные менеджеры, где почти после каждого занятия отправляют родителям фрагменты видео, где отражают дальнейшие шаги обучения ребенка и его достижения, в коллективах созданы онлайн – проекты, которые позволили продолжить участие в конкурсно-фестивальной деятельности даже в дистанционном формате.Сейчас нам педагогам, стало сложнее общаться с родителями в том плане, что живое общение «глаза в глаза» не удается, а телефонная связь не всегда позволяет говорить о сокровенном. Тогда мы стали искать новые формы взаимосвязи с родителями через их собственных детей. Мы разработали череду концертов и мероприятий в формате «Онлайн» для того, чтобы родители могли увидеть своих детей в забытом, порой для них, качестве, напомнить о простых истинах и ценностях. Благодаря таким мероприятиям, мы даем возможность каждому ребенку проявить себя для более полной оценки своих личных качеств, воспитываем умение внимательно слушать и слышать собеседника, что очень важно для обеих сторон, и могут впоследствии положительно оказать влияние на жизнь семьи. Такие онлайн мероприятия, стали так называемым «Спасательным мостиком» в общении среди педагогов, учащихся и родителей. Достичь успеха в воспитании учащихся нашим педагогам конечно помогают родители, которые являются союзниками в работе, и партнерами, и незаменимыми помощниками, спонсорами для воплощения наших творческих идей, организаторами, вдохновителями на поездки и конкурсы, художниками по костюмам и декорациям, портными, видео монтажерами и операторами. Вместе мы делаем жизнь детей интересной, наполненной и содержательной.Спасибо за внимание!22.03.2021г. Докладчик Демченко М.Н.