Публикации Лучшая методическая разработка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка
Автор: Волгина Татьяна Викторовна

Дефис между частями слова в наречияхЦели урока:• познавательные : повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; • коммуникативные: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи - конструирование предложений по схемам.• личностные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.Тип урока – урок объяснения нового материала.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тестыМетоды: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, дифференцированная.Ход урокаI. Организационный момент. Эмоциональный настрой.Учитель: Добрый день! Улыбнитесь друг другу! У вас хорошее настроение? Я надеюсь, оно останется с вами до конца урока. Садитесь за парты, настраивайтесь на работу.Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Какую? (Это наречие). (Слайд № 1)Наш язык и скромен и богат,В каждом слове скрыт чудесный клад.Слово «высоко» произнеси –И представишь сразу неба синь.Вспомните наречие «светло» –И увидишь: солнышко взошло.Если скажешь ты «темно»,Сразу вечер поглядит в окно,Если скажешь «ароматно» ты.Сразу вспомнишь ландыша цветы.Ну, а если скажешь ты «красиво»,Пред тобою – сразу вся Россия.Эпиграфом нашего урока будут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной». Надеюсь, на сегодняшнем уроке мы убедимся в этом.ΙΙ. Актуализация опорных знаний.Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код (слайд №2)1. Наречие – самостоятельная часть речи? (да).2. Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).3. В предложении наречие обычно является обстоятельством? (да).4. Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).5. Наречие чаще всего относится к глаголу? (да).6. Наречие изменяемая часть речи? (нет).7. У наречия есть окончание? (нет).8. Наречие склоняется? (нет).9. Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).10. Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился (слайд №3). 1010100010.IΙΙ. Мобилизующий этап.1.Учитель просит детей в словосочетаниях , данных на слайде, объяснить слитное, раздельное и дефисное написаие правописаниеНежно-зелёная листва, сельскохозяйственный техникум, русско-немецкий словарь, северо-восток, удобный диван-кровать, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, кое-кому сказать, идти еле-еле, пришел откуда-то, холодно по-зимнему2. Формулирование учащимися темы и пели урокаПравописание каких слов вам не удается или сложно объяснить? Скажите, к какой части речи относятся эти слова.Незнакомая орфограмма находится в словах еле-еле, откуда-то, по-зимнему. Это наречия.Учитель.У- Скажите, как бы вы записали эти наречия?.Д-Между частями слова в этих наречиях поставлен дефисСформулируйте тему сегодняшнего урока.Тема сегодняшнего урока: Дефис между частями слова в наречиях.Возникает проблема: в каких случаях между частями слова в наречиях надо ставить дефис?Тему урока учитель записывает на доске.-Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.-Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?-Цель урока- узнать,Аогда наречия пишутся через дефис,Б) научиться находить наречия в тексте и писать их правильно .Вчиться правильно применять новое правило на письме.IV. Этап изучения нового материала. Работа в группахУчитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели.Узнаем, в каких случаях в наречиях пишется дефис.Детям предлагается проанализировать состав наречий в упражнении и сформулировать самостоятельно случаи выбора дефисного написанияЗадание. Определите , при помощи каких морфем образованы данные наречия. Попробуйте объяснить, в каких случаях в наречиях пишется дефис (после каких приставок и при одновременном наличии каких суффиксов?)Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;По-новому, по-прежнему; по-дружески;Во-первых, во-вторых, в-шестых;Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.