Публикации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ
Автор: Родина Елена Алексеевна, Лахно Елена Борисовна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ
Автор:
Родина Елена Алексеевна
воспитатель МБДОУ №57 Рябинка, г.Калуги
Аннотация: Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Особое место отводиться семье, которая оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере.
Abstract: the Article is devoted to the spiritual and moral education of preschool children. A special place is given to the family has a wide impact on the child, forming a person in all spheres of his life, including the spiritual and moral sphere.
Дошкольное детство— это важный период вжизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность всамостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре изле, представления осемейном укладе иродном крае[3].
Именно поэтому внастоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания вдетском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Воспитание чувств ребенка спервых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются уребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов иокружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят[1].
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития идуховно— нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства— пора интенсивных накоплений физических, умственных идуховных сил. По мнению ученых исследователей вобласти педагогики идетской психологии, дошкольный возраст— именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе сростом материального икультурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает иеё ответственность за воспитание детей[6].
Роль семьи вформировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет ватмосфере илюбви идружбы, доверия ивзаимных симпатий. Важно сраннего детства, спервых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств ипривычек, нравственного поведения[5].
То, что ребёнок вдетские годы приобретает всемье, он сохраняет втечение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что вней ребёнок находится втечение значительной части своей жизни, ипо длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться ссемьёй. Вней закладываются основы личности ребёнка, ик поступлению вшколу он уже более чем наполовину сформирован как личность[2].
Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать вкачестве как положительного, так иотрицательного фактора воспитания. .Положительное воздействие на личность ребёнка состоит втом, что никто кроме самых близких для него всемье людей— матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится кребёнку лучше, не любит его так ине заботится столько онём.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи иобразовательного учреждения— той среды, вкоторой живёт ребёнок, вкоторой происходит его становление иразвитие. Тот дух, который царит всемье идетском саду, которым живут родители ивоспитатели— люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим вформировании внутреннего мира ребёнка.
В связи сособой воспитательной ролью семьи возникает вопрос отом, как сделать так, чтобы максимизировать положительное исвести кминимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.
В нашем дошкольной образовательной организации постоянно обновляются информационные материалы для родителей (законных представителей), которые позволяют просветить оправославных праздниках исемейных традициях. Особое место уделяется литературе для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.
Участвовать ввыставках, посиделках. Кпраздникам периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Внашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы вданном направлении. Атакже стараемся повысить духовно-нравственный потенциал педагогов ипрофессиональную компетентность ввопросах духовно— нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка вдетском саду Родители сбольшим желанием включаются вжизнь детского сада, направленную не только на духовно-нравственное развитие детей.
Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию оправославных праздниках исемейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки иконсультации по темам оправилах поведения вхраме, оправославных праздниках идругие.
В этом году спомощью родителей был реализован проект Семейные традиции, по приобщению дошкольников кистокам русской национальной культуры. Родители помогали выполнять дома аппликацию валенков, выполняли ромашку семьи, делали фотоальбом сматериалами дня рождения детей. Работа была захватывающая. На последнем родительском собрании мы с музыкальным руководителем организовали праздник Калужские посиделки, где родители идети показали, чему они научились за целый год. Очень задорные частушки прозвучали висполнении бабушек ивнучат, дети рассказали опредметах русского быта, рассказали пословицы ипоговорки одобре, оРодине, отруде, играли внародные игры сродителями. Праздник запомнился на долго.
Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие ссемьёй идругими субъектами образовательного процесса вобщем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры испорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся.
Список литературы:
Ашиков, В.В. Ещё раз овоспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№4,— 4с.
АлёшинаН.В. Патриотическое воспитание дошкольников.— М., 2004
Гладкова, Ю.А. Взаимодействие ссемьёй: Вопросы планирования. Ребёнок вдетском саду, №4, 2006,— 41с.
Маркова, В.Н. Нравственное воспитание вотечественной педагогике: Дошкольное воспитание. №12, 2006,— 104 с.
ПоляковаН.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников инародных традиций.— г. Губкин, 2007,— 96с.
Островская, Л.Ф. Беседы сродителями онравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987,— 144 с.