Публикации ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ
Автор: Родина Елена Алексеевна, Лахно Елена Борисовна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ
Автор:
Родина Елена Алексеевна
воспитатель МБДОУ №57 �Рябинка�, г.Калуги
Аннотация: Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Особое место отводиться семье, которая оказывает широкое воздействие на ребенка, формируя человека во всех без исключения сферах его жизни, в том числе и духовно-нравственной сфере.
Abstract: the Article is devoted to the spiritual and moral education of preschool children. A special place is given to the family has a wide impact on the child, forming a person in all spheres of his life, including the spiritual and moral sphere.
Дошкольное детство�— это важный период в�жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в�самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и�зле, представления о�семейном укладе и�родном крае[3].
Именно поэтому в�настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в�детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Воспитание чувств ребенка с�первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у�ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и�окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят[1].
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и�духовно�— нравственного воспитания детей. Дошкольный период детства�— пора интенсивных накоплений физических, умственных и�духовных сил. По мнению ученых исследователей в�области педагогики и�детской психологии, дошкольный возраст�— именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе с�ростом материального и�культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и�её ответственность за воспитание детей[6].
Роль семьи в�формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в�атмосфере и�любви и�дружбы, доверия и�взаимных симпатий. Важно с�раннего детства, с�первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и�привычек, нравственного поведения[5].
То, что ребёнок в�детские годы приобретает в�семье, он сохраняет в�течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в�ней ребёнок находится в�течение значительной части своей жизни, и�по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с�семьёй. В�ней закладываются основы личности ребёнка, и�к поступлению в�школу он уже более чем наполовину сформирован как личность[2].
Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в�качестве как положительного, так и�отрицательного фактора воспитания. .Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в�том, что никто кроме самых близких для него в�семье людей�— матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к�ребёнку лучше, не любит его так и�не заботится столько о�нём.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и�образовательного учреждения�— той среды, в�которой живёт ребёнок, в�которой происходит его становление и�развитие. Тот дух, который царит в�семье и�детском саду, которым живут родители и�воспитатели�— люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в�формировании внутреннего мира ребёнка.
В связи с�особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о�том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и�свести к�минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка.
В нашем дошкольной образовательной организации постоянно обновляются информационные материалы для родителей (законных представителей), которые позволяют просветить о�православных праздниках и�семейных традициях. Особое место уделяется литературе для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.
Участвовать в�выставках, посиделках. К�праздникам периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. В�нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в�данном направлении. А�также стараемся повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и�профессиональную компетентность в�вопросах духовно�— нравственного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей жизнью ребенка в�детском саду Родители с�большим желанием включаются в�жизнь детского сада, направленную не только на духовно-нравственное развитие детей.
Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о�православных праздниках и�семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и�консультации по темам о�правилах поведения в�храме, о�православных праздниках и�другие.
В этом году с�помощью родителей был реализован проект �Семейные традиции�, по приобщению дошкольников к�истокам русской национальной культуры. Родители помогали выполнять дома аппликацию валенков, выполняли ромашку семьи, делали фотоальбом с�материалами дня рождения детей. Работа была захватывающая. На последнем родительском собрании мы с музыкальным руководителем организовали праздник �Калужские посиделки�, где родители и�дети показали, чему они научились за целый год. Очень задорные частушки прозвучали в�исполнении бабушек и�внучат, дети рассказали о�предметах русского быта, рассказали пословицы и�поговорки о�добре, о�Родине, о�труде, играли в�народные игры с�родителями. Праздник запомнился на долго.
Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение осуществлять взаимодействие с�семьёй и�другими субъектами образовательного процесса в�общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и�спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и�воспитания обучающихся. �
Список литературы: �
Ашиков, В.В. Ещё раз о�воспитании: Дошкольное воспитание. 2005,№�4,�— 4с. ����
Алёшина�Н.�В. Патриотическое воспитание дошкольников.�— М., 2004 ����
Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с�семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в�детском саду, №�4, 2006,�— 41с. ����
Маркова, В.Н. Нравственное воспитание в�отечественной педагогике: Дошкольное воспитание. №�12, 2006,�— 104 с. ����
Полякова�Н.�В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных праздников и�народных традиций.�— г. Губкин, 2007,�— 96с. ����
Островская, Л.Ф. Беседы с�родителями о�нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987,�— 144 с.