Публикации "Методическая копилка "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка "
Автор: Пархоменко Марина Ивановна

Родительское собрание по теме: «Эмоциональная разгрузка для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста через мимическую гимнастику».Познавательное развитие ребенка базируется на его чувствах. При этом эмоции отражают заинтересованность малыша и влияют на его познавательную активность. Так, отрицательные переживания нежелание изучать окружающий мир, а положительные эмоции наоборот – способствуют активизации познавательного интереса ребенка. Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача близких ребенка – помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать.Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;усилить глубину и устойчивость чувств;разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.Развитие мимической выразительностиПервичным в онтогенезе является язык эмоций. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, составляя специфический компонент коммуникации.Упражнения по развитию мимической выразительности снимают напряжения в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятия.Устное общение является основополагающей деятельностью в любой жизненной ситуации человека.Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это понять? Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно видеть позицию собеседника. Читая, понимая мимику и жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе общения, а совокупность жестов - важная составляющая такой связи.Задания, в которых дети должны уметь выразить мимикой и жестом различные оттенки эмоциональных состояний, вводятся педагогом по мере овладения детьми умениями и навыками мимической выразительности от простого к сложному.В процессе реализации всех типов заданий педагог активизирует инициативу детей на создание ими тех или иных ситуаций как по сюжетам известных им сказок, так и жизненных ситуаций.Упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста.Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет эмоциональный настрой.Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда мы старались заканчивать на положительной ноте. (Потерялся-нашелся, поссорились-помирились, расстроился-улыбнулся). Таким образом, цель занятия - сформировать у детей умения и навыки через внешнюю технику (например, улыбка) создавать внутренний эмоциональный настрой.Творческие задания по мимикеЗадачи:- Формировать выразительные средства мимики.- Формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами посредством мимической гимнастики.- Развивать и тренировать умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике и оценивать его личностные качества.- Формировать умение вызывать положительные эмоции посредством мимики и выразительных движений.- Учить управлять своими эмоциями посредством мимики и выразительных движений.- Формировать умение обозначать словами эмоциональное состояние человека.Виды работы:Задания для детей:- надуть одну и другую щеку поочередно;- надуть обе щеки;- поднять брови, сдвинуть брови;- раскрыть широко глаза;- закрыть поочередно глаза;- улыбка.Игровые упражнения:- Что показывает лицо?Создание ситуаций:- на положительно окрашенные эмоции;- активизирующие имеющийся у детей опыт положительно окрашенного восприятия;- комплекс творческих заданий, вызывающих положительно окрашенные эмоции, нейтральные и отрицательные (гнева, ненависти, зависти, жадности и др.).Тренировать мимикой и выразительными движениями различные основные чувства (интерес, удивление, удовольствие, стыд, радость, грусть).Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж надо начинать с массажа кистей рук ("моем руки с мылом"), каждого пальчика и каждой его фаланги. (Первоначальные движения взрослый показывает ребенку или делает совместно с ним). Все это можно делать каждый день в течение 2-3-х минут. А просто разминать и поглаживать пальчики надо гораздо чаще.Практическая частьМимическая гимнастикаЦель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния, развитие умения по мимике окружающих распознавать эмоции, воспитывать чувство эмпатии.Время проведения: на коррекционно-развивающих, индивидуальных и фронтальных занятий, в совместной деятельности, согласно циклограмме.Упражнения для бровей:«В гости к колобку» Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.- В гости к колобку пойдем И играть с собой возьмем!«Брови домиком»Дети поднимают высоко брови, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Брови домиком стоят Там живут мои друзья И бельчата, и ежата И лисята, медвежата!«Колобок нахмурился»Дети собирают брови у переносицы, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Колобок нахмурился Он увидел лужицу. Так хотел он погулять, Нам цветочки показать!Упражнение для выражения глаз:«В гости к колобку»Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.- В гости к колобку пойдем И играть с собой возьмем!«Глазки, как блюдца»Дети, стоя по кругу, держа руки на поясе, широко раскрывают глаза, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Широко раскрыв глаза, Колобок увидеть хочет: Как из маленького яйца Птенчик получается!«Глазки, как щелочки»Дети, стоя по кругу, держа руки на поясе, прищуривают глаза, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Глазки щелочкой глядят, Значит, спрятаться хотят. Колобок играет в прятки С нами, с шустрыми ребятками!Упражнения для губ«В гости к колобку»Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.- В гости к колобку пойдем И играть с собой возьмем!«Губки как ниточка» Дети, стоя по кругу, держась за руки, сжимают губы, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Губки спрячем мы вот так! Чтоб никто их не увидел! Вот так, вот так! Чтоб никто их не увидел!«Колобок зевает»Дети, стоя по кругу, держась за руки, раскрывают широко рот, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Солнце светит высоко, А Колобок зевает! Просыпайся, Колобок, Ведь мы с тобой играем!«Коромысло»Дети, стоя по кругу, держась за руки, опускают уголки губ вниз, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Колобок обиделся!? Или просто загрустил!? Губки, словно коромысло, На лице «повесил» он.«Лодочка»Дети, стоя по кругу, держась за руки, поднимают уголки губ вверх, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.- Колобок, Колобок, Что за лодочка плывет? И куда она плывет? И что детям она везет? Радости, улыбки, Смеха и веселья! Лучшего детям настроенья!Этюды «Игры с Бумчиком»«Бумчик удивился» Мимика: брови и верхние веки приподнимаются.Поза: ребенок смотрит на воспитателя, одна рука бессильно падает вниз, другая прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание.Бумчик вышел погулятьВ земле ямку покапатьВдруг оттуда вылезлоДлинное-предлинное, Глазастое чудо!Вот так чудо!Это был червяк!«Бумчик расстроился!»Мимика: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены.Поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены. Тучи солнце спрятали,Ветер завывает.Бумчик, стоя у окнаСлезы вытирает! Не гулять ему сегодня,Ох, уж эта непогода!«Бумчик рассердился!»Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.Поза: усиленная жестикуляция.Шел БумчикЧерез лес напрямик.Он грозил кулаком, И стучал каблуком.Был Бумчик сегодня не в духе:Его покусали мухи.«Бумчик испугался!»Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт.Поза: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты, одна рука сжимает другую. Бумчик спрятался под одеяло.Ну, как же тут уснуть!?Ему почему-то страшно – страшноНу, как же тут уснуть!?То скрип, то шорох, то шум….«У Бумчика радость!»Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.Поза: произвольная (подскоки, хлопки в ладоши). Что за крик? Что за визг?Это Бумчик радуется! Хлопает в ладоши!Скачет, кувыркаетсяНу, чему он радуется?...