Публикации Развитие учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках ДОУ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках ДОУ
Автор: Прокудина Виктория Викторовна

Студентки Филиала СГПИ г.БуденновскеПрокудиной Виктории ВикторовныТема: Развитие учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках ДОУАктуальность исследования. Дошкольное образование сегодня рассматривается как необходимая предпосылка качественного дальнейшего начального и среднего образования. На современном этапе развития системы образования одной из стратегических задач является реализация личностно-ориентированной модели организации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, основной целью которого является ребенок как самоценность, развитие его субъектности и самостоятельности. В дошкольном возрасте универсальные действия формируются в разных видах деятельности в процессе овладения детьми опытом жизнедеятельности, но более целенаправленно, на наш взгляд, это происходит в процессе учебно-познавательной деятельности. В силу чего становится актуальным обоснование развития учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.Анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день сложились значимые теоретические и практические предпосылки решения исследуемой проблемы. Психологической и педагогической наукой заложен фундамент для рассмотрения проблемы развития учебно-познавательной деятельности детей, в виде достаточно разработанных теорий учебной, познавательной и учебно-познавательной деятельности детей. Психологические концепции формирования учебной деятельности учащихся представлены в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, И.Л.Ильясова, Е.Н. Кабановой-Меллер, А.К. Марковой, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и других. В решение проблемы познавательной деятельности внесли вклад работы В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шалавиной, И.С. Якиманской, Г.И. Щукиной и других ученых.Итак, выявленные недостатки в теории и практике организации учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на современном этапе объясняются наличием решения вопросов между: необходимостью в развитии учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической и практической разработанностью ее сущности, содержания и организации в дошкольном образовательном учреждении.Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды по проблемам:- развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Кларина и др.);- развития познавательной деятельности и интересов детей (О.В. Дыбина, A.В. Запорожец, Н.А. Горлова, Т.Б. Кропочева, В.И. Логинова, Л.М. Маневцева, А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, Ю.В. Сенько и др.);- гуманизации педагогического общения (Р.С. Буре, А.Б. Добрович, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, В.О. Лисина и др);- организации познавательной деятельности дошкольников (В.В. Абашина, B.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, Т.И. Ерофеева, Т.А.Куликова, И.Э. Куликовская, Л.М. Маневцева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Е.И. Русина, П.Г. Саморукова, А.П. Усова и др.);
  • подготовки к деятельности и формированию готовности к ее осуществлению (Б.Г. Ананьев, В.А. Болотов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.И. Мищенко, В.А. Пономаренко, Н.Е. Разенкова и др.).
  • Содержание понятий «учебная деятельность» и «познавательная деятельность» имеют определённую общность, но вместе с тем, и специфические отличия. Цель познавательной деятельности – овладение знаниями, умениями, навыками, является учебной деятельностью [1]. Познавательная деятельность более широкое понятие, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых явлений, процессов, факторов, положений, закономерностей. Другими словами данная деятельность ориентирована на освоение новых знаний и способов действий, а ее результатом выступают изменения идеальных образов, предметов познания. Учебная деятельность обязательно включает в себя акты познания, однако её результатом является изменение самого субъекта деятельности [5].Учебно-познавательная деятельность является сложным системным образованием, обладающим интегративными свойствами. Осуществление учебно-познавательной деятельности предполагает не только усвоение результатов научного познания, но «проживание» самого пути познания, реализацию способов творческой поисковой деятельности по решению реальной познавательной проблемы. Учебно-познавательная деятельность является единством двух аспектов: учебного и познавательного, в котором познавательная деятельность выступает в качестве содержания активности ребёнка, посредством которой достигаются учебные и развивающие цели образовательного процесса.Важными характеристиками учебно-познавательной деятельности выступают: 1) широкие связи с другими видами деятельности, 2) данная деятельность предполагает не только субъект-объектные отношения, но и субъект-субъектные отношения без которых невозможно приобретение опыта саморегуляции деятельности. Рассмотренные свойства УПД позволяют рассматривать её как форму сотрудничества взрослого и ребёнка, направленную на подготовку дошкольника к учебной деятельности.Учебно-познавательная деятельность детей дошкольного возраста – это управляемое воспитателем или самостоятельное познание детей, стимулируемое педагогом и направленное на формирование предпосылок учебной деятельности в процессе овладения социокультурным опытом познания [4].Особенностями учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста: мотив и цель деятельности ребёнка приобретают новое содержание: цель сохраняет познавательный характер, а мотив становится учебным, при этом развивается учебно-познавательная активность; решая учебную задачу, ребёнок ориентируется на условия её выполнения, осуществляя выбор подходящих средств и способов деятельности, развивая механизм вероятностного прогнозирования; в процессе решения учебно-познавательных задач у ребёнка развиваются и формируются способы выполнения действий; средствами развития учебно-познавательной деятельности ребёнка становятся ситуации – коммуникативные (информационные, убеждающие и побуждающие) и проблемные (требующие концентрации усилий для преодоления трудностей); продуктом учебно-познавательной деятельности дошкольников выступают личностные смыслы и отношения; результат – субъектность учебно-познавательной деятельности, то есть проявление полной самостоятельности и уверенности в себе, способности ребёнка взять на себя роль лидера, подчиненного или партнера[3].Овладение детьми старшего дошкольного возраста опытом учебно-познавательной деятельности, предполагает оформление основных компонентов деятельности: целеполагания и мотивации; способов познания; первичной (элементарной) системы знаний и оперирование ими; обобщенных и частных приемов УПД; способов управления и оценивания своей учебно-познавательной деятельности. Постепенное включение дошкольника в целеполагание, целереализацию и оценивание помогает ему принять позицию субъекта познания и учения.Список использованной литературы:
  • Прохорова СЮ. Предшкольное образование: формирование познавательной компетентности детей. – Ульяновск: УИПКПРО, 2018. – 145 с.
  • Психологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 450 с.
  • Скоролупова О.А. Об основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2016. – №9. – С. 5-13.
  • Тихомиров О.К. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: работы советских психологов периода 1946-1980гг. / под ред. И.И. Ильясова, В.А. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 170 с.
  • Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 2016. – 166 с.