Публикации Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста
Автор: Ратнова Анна Юрьевна

студентка 1 курса группы 581001зфакультета психологии Ратнова Анна ЮрьевнаОсобенности мыслительных операций детей старшего дошкольного возрастаМышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.Над вопросами природы мышления, его механизмов, видов, мыслительных операций работали такие отечественные и зарубежные исследователи как Богословский В.В., Брушлинский А.В., Валлон А, Выготский Л.С., Калмыкова З.И., Коул М, Леонтьев А.Н., Лурия А.Р, Матасов Ю.Т., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Скибнер С., Столяренко Л.Д., Тихомиров О.К., и др. Мышление психический процесс получения знания о сущностных свойствах предметов и явлений, закономерных связях между ними.Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В изучении мышления особенно отчетливо проявилась борьба между материализмом и идеализмом.Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму, само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту).Согласно гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий. Существенные изменения в развитии представлений о природе мышления привнесли отечественные экспериментально-психологические исследования, выполненные в русле трактовки психического явления как процесса. Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях, как прошлого, так и настоящего. Современная наука идет к все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями: - через исследование мышления и его законов путем логического анализа;
  • через его исследование с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
  • через его исследование с помощью средств и методов кибернетики.
  • Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений. Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их формирование является важным фактором становления всесторонне развитой личности. У детей дошкольного возраста мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления и  мыслительные операции, такие, как  анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д. Старший дошкольник начинает рассуждать вслух, сопоставлять и обобщать, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Объясняя новое с помощью известного, в объяснении, часто использует аналогии, основанные на чувственном восприятии, знакомых житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышление ребенка старшего дошкольного возраста приобретает конкретную образность: в объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к неожиданным умозаключениям. В дошкольном возрасте ребенок осваивает мыслительные операции, которые начинают выступать как способы умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник в отличие от ребенка в раннем детстве, сравнивает объекты по более многочисленным признакам, замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове. Изменение характера обобщений у дошкольников состоит в том, что они постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных. Овладение данной операцией способствует: освоению обобщающих слов, расширению представлений и знаний об окружающем, умение выделить в предмете существенные признаки. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации. Она предполагает отнесение единичного объекта к группе однородных с ним предметов на основе выделения и анализа видородовых признаков (корову - к животным, чашку - к посуде, огурец - к овощам). Развитие этой операции связано с освоением обобщающих слов, расширением знаний и представлений об окружающем мире, умением выделять основные свойства в предмете. Точность обобщений определяется близостью предметов к личному опыту дошкольника, поэтому прежде всего он выделяет группы предметов, с которыми активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. Уровень классификации зависит от характера материала: младшие дошкольники лучше классифицируют реальные предметы, средние - их изображения, старшие - слова. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения внешних ориентировочных действий. В процессе онтогенеза формирование мышления, интеллектуальных способностей ребенка проходит четыре стадии. Всякая последующая ступень в развитии интеллекта непосредственно исходит из предыдущей. Предыдущие формы постепенно отходят и уступают место новой стадии интеллектуальных операций. Сначала ребенок познает мир посредством органов чувств. В возрасте от двух до семи лет дети еще не способны понимать точку зрения других людей. У них есть только свое видение. От семи до одиннадцати лет ребенок уже начинает логически осмысливать конкретные события. На четвертой стадии развивается способность ребенка мыслить абстрактно. В данный период у детей развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению, а также к систематическому планированию. ЛИТЕРАТУРА
  • Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Дрофа, 2014. – 400 с.
  • Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин. Питер, 2017. 582 с.
  • Марищук Л. В. Психология: пособие; БГУФ. Мн.: БГУФК, 2008. 347с.
  • Мещеряков Б. Г. Современный психологический словарь. М.: АСТ, 2007. 550 с.
  • Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - СПб.: АСТ, 2013. - 284 с.
  • Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ.высш. и среди пед учеб.заведений / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 368 с.