Публикации "Лучшая авторская публикация" в номинации: "Развивающие игры для детей с ОВЗ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Лучшая авторская публикация" в номинации: "Развивающие игры для детей с ОВЗ"
Автор: Макеева Елена Федоровна

Консультация для педагоговДидактические игры для детей ОВЗДидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение.Роль дидактической игры в процессе обучения детей с ОВЗ.Дидактическая игра является одной из форм обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержания, игровые действия, правила, результат. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.При использовании дидактических игр необходимо учитывать характер зрительной патологии; уровень сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; индивидуально-психологических особенностей личности ребенка.Коррекционные задачи, решаемые в представленных ниже дидактических играх, связаны с повышением зрительно-двигательной активности детей, развитием их зрительных функций. Большое значение придается формированию у детей познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, мышления, речи и воображения.Примерный перечень игр:«Что слышат наши ушки?»Цель: учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные анализаторы.Ход: предложить детям услышать в какой части группы звучит негромкая мелодия, приблизиться к этому месту и по инструкции воспитателя: «Наши ушки слышат, где играет музыка, там мы будем танцевать!» пофантазировать свой танец.«Маленькие ножки»Цель: упражнять детей в познании свойств своего тела.Ход: предложить детям пропеть веселую песенку про ножки и выполнить движения, о которых в ней говорится.Маленькие ножки бег на местеБежали по дорожкеБежали лесочком прыжки на двух ногахПрыгали по кочкамПрыг-скок, прыг-скок,Прибежали на лужок поставить ногу на пяткуПотеряли сапожокРазвитие зрительного восприятия:«Собери целое»Цель: развивать целостное восприятие, мышление, внимание, память. Закрепить знания о строении тела домашних животных, расширять социально-бытовую ориентировку.Ход: предложить ребенку рассмотреть чудо-книжку (домашние и дикие животные в разрезной книжке). Найти половинки от одного животного, назвать его, закрепив понятия «дикие», «домашние»«Найди пару»Цель: активизировать зрительное восприятие, развивать произвольное внимание, зрительную память, мышление, закреплять понятия «большой – маленький»Ход: рассмотреть карты с изображением живой и неживой природы, предложить подобрать соответствующую картинку из маленьких карт.«Зоркий глаз»Цель: развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаза.Ход: предложить рассмотреть наложенные друг на друга контуры предметов (геометрических фигур, животных); обвести пальцем или через кальку копировать фломастером, узнавая кто (что) спрятался в картинке«Отгадай загадку»Цель: развивать зрительное восприятие, активизировать зрительные функции при обследовании силуэтного изображения.Ход: предложить детям рассмотреть силуэтные изображения животных (овощей, фруктов, деревьев), узнать и назвать их. Обвести внешний контур силуэтов, дорисовать их по желанию.«Что забыл художник?»Цель: развивать зрительное восприятие, развивать зрительную функцию: прослеживание при штриховке вправо-влево контурного изображения.Ход: загадать загадку: «стоит Антошка на одной ножке, что это?» вот и художник нарисовал грибы, но очень спешил, поэтому оставил половину изображения не нарисованной. Предложить закончить изображение, пользуясь трафаретами по теме «Грибы».«Кто (что) спрятался в картинке?»Цель: развивать зрительное восприятие, закреплять умения зрительного обследования и умение анализировать, классифицировать предметы по признаку формы.Ход: предложить подобрать к загадочной картинке (трафаретному изображению) силуэтное изображение, которое с ней совпадет по форме, по силуэтному изображению узнать и назвать объект.Развитие мелкой моторики:«Самолет»Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, произвольное внимание, связную речь.Ход: предложить ребенку путешествие по зеленой лужайке, где живут интересные животные и насекомые. Решить проблему: найти недостающие детали картинок. Рассказать сказку о веселом путешествии.Шнуровка «Ежик» и др.Цель: развивать мелкую моторику, закреплять знания о жизни диких животных (ежа), его повадках, способах подготовки к зиме.Ход: рассказать сказку о ежике, которому хочется покушать: «Шел ежик по дорожке и нашел… яблоко. Но как же ему донести? Помогут нам веселые шнурочки. Показать детям способы шнурования плоскостных изображений грибов, яблок, листочков.Ориентировка в пространстве:«Самолет»Цель: развивать ориентировку в пространстве группы; закреплять понятия: лево, право, поворот, разворот; навыки направленного взгляда.Ход: предложить детям превратиться в самолеты и выполнить движения по тексту.ТекстДействия детейПролетает самолетСмотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетомС ним собрался я в полетПравое крыло отвел, посмотрелЛевое крыло отвел, погляделОтводят руки попеременно и прослеживают взглядомЯ моторы завожуИ внимательно гляжуКак пропеллеры: жу-жуВращают руки в локтевых суставах, поворачивают голову влево-вправо, взгляда пропеллеры (вращение рук)Поднимаюсь в высь, лечу.Встают на носочки, руки в стороны, начинают движениеЖ-ж, зз-жз-жж-жу-у-уЛетают, как самолетыПоворот, разворотЖ-ж, зз-жз-жж-жу-у-уДвижение с наклоном туловища при поворотеЯ лечу над городамиПролетаю над полямиПродолжение полета, повороты головы, взгляд чередуется влево, вправо, вниз, вверхНад лесами я кружусьЗнаю скоро приземлюсьКружениеВижу свой аэродромРуками изображают бинокль, выбирают место посадки.Отдохну-ка я на немПриседание«Стрелоплан «Шоссе» (аэродром)Цель: развивать прослеживающую функцию взора, умение ориентироваться на листе, развивать способность к сведению и разведению зрительных осей глаз.Ход: предложить ребенку повторить движение самолета (машинки) взглядом, ориентируясь на стрелки, нарисованные посередине полосы. Педагог говорит: наш самолет (машина) движется по взлетной полосе (шоссе), мы взором скользим по правой стороне до конца полосы. Затем поворачиваем налево, делаем разворот, вернемся обратно, но по правилам дорожного движения – по левой стороне. Снова движемся вперед и вернемся назад. А теперь постарайтесь увеличить скорость и скользить взглядом быстрее.«Разведчики»Цель: развивать умение ориентировки в макропространстве (группе), учить находить предмет, опираясь на план группы.Ход: предложить поиграть в разведчиков. Нас ждет важное задание: обнаружить донесение. У противника похищен план, где донесение спрятано. Предложить ознакомиться с планом и найти донесение помеченное крестиком.Развитие компенсаторных функций:«Шумящие коробочки»Цель: развивать компенсаторные функции (слух); учить классифицировать звуки в коробочках парами по общему звучанию.Ход: предложить рассмотреть коробочки в которых живет шум (горох, камушки, крупа и т.д.), позвучать ими и найти коробочки-подружки с одинаковым звучанием.«Назови фрукты и овощи»Цель: развивать компенсаторные функции (осязание), учить узнавать и называть фрукты и овощи в плоскостном изображении, развивать мелкую моторику.Ход: предложить карточки с плоскостным изображением фруктов и овощей, выполненные из наждачной бумаги. Предложить с закрытыми глазами ощупать и назвать фрукт.«Веселые запахи»Цель: развивать компенсаторные функции (обоняние), учить по запаху определять помещение, в котором ребенок находится.Ход: рассказать детям, что в мире много запахов и однажды они расшалились и разбрелись по свету. Некоторые попали в наш дет. сад. Провести экскурсию в мед. кабинет, кухню и т.д. и выяснить какие запахи там прячутся.