Публикации
Приёмы формирования мотивации на уроках информатики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы формирования мотивации на уроках информатики
Автор: Туманова Ольга Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приёмы формирования мотивации на уроках информатики
Автор: Туманова Ольга Николаевна
Туманова Ольга Николаевна, учитель информатики.Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7города Коряжмы».Методическая разработка «Приёмы формирования мотивации на уроках информатики»Изменения в различных сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования обучающимся, их общему культурному уровню, развитию компьютерной грамотности и компетентности, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.При использовании различных приемов обучения на уроках обучающие учатся: находить необходимую информацию в различных источниках; осмысленно ее извлекать; критически оценивать информацию; анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационный источник; создавать собственную.Рассмотрим некоторые приемы формирования мотивации обучающихся, используемые на уроках информатики.«Линия времени». Начертить на доске линию, на которой обозначаются этапы изучения темы, формы контроля; проговаривать самые важные периоды, требующие от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе можно найти уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному. Использование данного метода эффективно при изучении темы «Текстовый редактор» в 5 классе. «Линия времени» позволяет проследить все этапы подготовки документа. Результатом является создание творческого продукта, в котором прослеживаются все этапы освоения темы.«Метафоры». Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.Например, однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. «Что ты делаешь?» - спросил мудрец. «Не видишь – я работаю!» - сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее». - посоветовал мудрец. «Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!» - ответил упрямый лесоруб. На уроках предлагаю решить конкретную задачу и засекаю время, затем предлагаю новый способ решения данной задачи (зачастую требующий высокой активизации мыслительной деятельности ребенка), который сокращает решение задачи, экономит время. Затем аналогичную задачу решаем первым (первый вариант) и вторым способом (второй вариант) и засекаем время. Второй способ по времени оказывается эффективнее, но не все обучающиеся выбирают данный способ решения, так как необходимо знать не только изучаемый в школьном курсе материал, но и уметь применять нестандартные способы решения заданий, видеть межпредметную связь с другими науками. При подготовке к выпускному экзамену, на олимпиадах, при написании контрольной работы одаренные дети используют именно данные способы решения, что значительно экономит время обучающихся. Оценка – не отметка. Отмечать вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Данный приём все чаще и чаще применяю не только в среднем звене, но и в старших классах. Стараюсь всегда хвалить ученика за его вклад в творческий процесс, например, при выполнении домашнего задания, где необходимо проявить свои не только умственные способности, но и активизировать творческие способности. Данный прием стимулирует обучающихся, повышает их интерес к предмету, мотивирует к дальнейшему изучению материала. Обучающийся чувствует себя увереннее. Особенно это важно для тех учеников, которые принимают участие в творческих проектах, научно-исследовательских конференциях, олимпиадах.«Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Данный прием применяю на этапе целеполагания. Убеждаю обучающийся, что изучение данной темы действительно просто необходимо. Данный прием применяю среди обучающихся 10-11 классов при изучении тем, которые выключены в единый государственный экзамен, например, при изучении формулы К. Шеннона и Хаффмана, некоторых тем при изучении главы «Системы счисления».«Да-нетка». Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. «Да-нетка» учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников.Например, педагог загадывает какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могут только «да-нет». Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов. Данный метод предлагаю на этапе актуализации, как один из приемов мотивации к изучению нового материала. Обучающиеся последовательно отвечают на вопросы в виде знаков (графический диктант). Применяя на практике данный прием, определила, что количество вопросов должно варьироваться от 7 до 9. Во-первых, ученики не устают, все включены в работу, заранее знают, что отметка будет выставлена по их желанию. Ответы можно сразу проверить, выявить тех обучающихся, которые верно ответили на вопросы, оценить, выявить пробелы в знаниях, оценить насколько готовы к изучению нового материала. Некоторые вопросы содержат предпосылки к изучению нового материала.«Фантазёр». На доске записана тема урока.– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………– Вот видите, как важно…Данный прием уместно применять при изучении таких тем, по названию которых можно вести дискуссию, пока тема еще не раскрыта. Например, при изучении тем: «Правовые нормы использования программного обеспечения», «Электронная почта».«Образовательная стратегия».– Что ты делал, чтобы написать эту работу на «5»?– Как ты готовился к контрольной работе, что позволило (позволит) тебе написать её хорошо?Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами. Очень хорошо применять перед административной работой и после нее. Это стимулирует ученика к успешному написанию следующей работы.«Верите ли вы…?». Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат. Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.При изучении темы «Содержательный подход к измерению количества информации», прежде чем записать формулу Клода Шеннона, задаю вопрос: «С которого раза я отгадаю задуманное вами число от 1 до 16». Варианты предлагаются различные. Затем я предлагаю вариант «Верите ли вы…», что число угадаю менее чем с 8 попыток. Далее один из обучающихся загадывает число, и отвечая на мои вопросы да или нет, я угадываю данное число с 4 раз. Далее загадываю число в другом диапазоне, и дети выводят формулу самостоятельно.«Кластер». Прием графической систематизации материала. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Данный прием использую при изучении многих тем, например, при изучении темы «Алгоритмизация», на уроке обобщения. Обучающиеся систематизируют все полученные ими знания, видят возможность дальнейшего применения знаний, в частности, для изучения темы «Основы программирования». Задачи по программированию включены в олимпиадные задания уже с 7 класса.«Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство». Педагогу нужно заблаговременно вывешивать на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. «Профи». Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Данный прием лучше использовать, когда действительно обучающиеся могут задать вопрос, о том, где изучение данной темы пригодиться в жизни. Например, при изучении темы «Логические элементы компьютера», сразу можно сказать, что вычислительные операции, которые выполняет процессор, невозможны без изучения данной темы.«Суд». Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.Например, при изучении темы «Электронная почта» в 5 классе, ученики с удовольствием принимают участие в «Суде», как одном из этапов урока, показывая сильные и слабые стороны использования электронной почты в современном обществе.«В начале урока». В начале урока учитель задает вопросы:– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.– А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…Применять данный метод эффективно в начальном звене, а также в 5-6 классе.Совместно с данными приемами, я применяю и другие приемы, в частности приемы смыслового чтения, которые пересекаются с данными.