Публикации Возрастно-ориентированная типология проектов в свете реализации Концепции преподавания предметной области "Технология"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возрастно-ориентированная типология проектов в свете реализации Концепции преподавания предметной области "Технология"
Автор: Московченко Николай Николаевич

Возрастно-ориентированная типология проектов в свете реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» Н.Н. МосковченкоУчитель технологии МБОУ СОШ №45 г. БелгородаСегодня, чтобы заявить миру о себе, владеть профессиональными навыками недостаточно - нужно обладать гибкими компетенциями (англ. soft skills): уметь креативно, «не шаблонно» подходить к решению задач, обладать критическим мышлением, уметь эффективно коммуницировать (доносить свои идеи до любой аудитории), работать в команде. Сейчас наступил период инновационной экономики, для которой одинаково важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность осваивать новые и разрабатывать не существующие еще сегодня технологии. Современному специалисту необходимо уметь всесторонне анализироватьинформацию и быстро оценивать перспективность проектов. Информация обновляется ежедневно — нужно всегда быть в курсе, «нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте». Тенденция 21 века — курс на lifelong learning, «учёбу длиною в жизнь». Парадигма образования меняется: от формата «детский сад — школа — институт» к формату «непрерывное обучение в течение всей жизни». В данном случае именно технологическое образование должно, предоставить обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг.В этом отношении повышается роль проектных работ выполняемых школьниками на уроках технологии. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проект - это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет контекстной проблематизации текущей ситуации.Носитель проектной культуры практикует иное отношение к миру и к самому себе. Проектная культура и проектное мировоззрение - это отношение к миру человеческой цивилизации как к «проекту», как к тому, что создается волей и энергией людей. Человек проектной культуры строит свое отношение с миром человеческой культуры и человеческой цивилизации как с пространством изменений и преобразований.Освоение норм учебно-исследовательской и проектной деятельности как особых форм учебной работы, способствует воспитанию у подростков и старшеклассников учебной самостоятельности, учебной инициативности, учебной ответственности.Проект – завершенная, творческая, самостоятельная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Творческий проект – вид учебной работы, направленный на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных учащимися в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков. Состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а в теоретической является пояснительная записка.Однако отсутствие возрастных различий в формировании проектных компетентностей у подростков, приводит к ряду затруднений в организации проектной деятельности.В общепринятой типологии организации проектной деятельности школьников не представлена возрастная динамика освоения норм проектирования. Особенно в части теоретического обоснования своей работы.Юшков Алексей Николаевич, ведущий эксперт проекта «Школьная лига РОСНАНО», предлагает решение этого вопроса через введение типологии «возрастно-ориентированных проектов»: «проект-проба» (5-6 класс), «дизайн-проект» (7-8 класс), «проект, меняющий жизнь» (9-11 класс)[1].Практика показывает, что среднем звене (5-7 класс) у детей появляется потребность к прикладной практической деятельности. Так как дети этого возраста более усидчивы, то им хорошо подходят занятия по осваиванию какого-либо ремесла или рукоделия. При этом учащиеся раскрывают и реализуют творческий потенциал, осваивают различные производственные технологии.Но, как правило, у большинства учащихся к 8 классу интерес к прикладному творчеству снижается, и возникает потребность в активной социализации и профессиональном самоопределении. Поэтому в старших классах (8-9, 10-11 классах) целесообразней работать по проектам, общественно-полезным и научно-исследовательским направленным на изменение существующих обстоятельств жизни.Источники информации:1. Проблематика освоения норм проектной деятельности [Электронный ресурс] / Школьная лига РОСНАНО Режим доступа: (дата обращения: 28.05.2021).