Публикации Картотека игр, направленных на развитие социализации обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ во внеурочной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека игр, направленных на развитие социализации обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ во внеурочной деятельности
Автор: Носкова Анастасия Николаевна

Министерство образовании, науки и молодёжной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»Картотека игр,направленных на развитие социализации детеймладшего школьного возраста с ОВЗ во внеурочной деятельностиПодготовила:студентка 3 курса группы «Вкш»школьного отделенияНоскова Анастасия НиколаевнаНаучный руководитель:Емельянова Ирина ВалентиновнаКраснодар, 2021СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕВнеурочная деятельность во многом выступает как помощь учителю и обучающимся с ОВЗ на начальных этапах адаптации к школьной среде. Различные формы организации внеурочной деятельности способны сформировать учебную мотивацию у обучающихся младшего школьного возраста, создать дополнительные условия для развития обучающихся в освоении нового вида деятельности, а также сформировать коллективное сознание, посредством установления межличностных отношений. Главная проблема обучающегося с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Одной из важнейших задач деятельности классного руководителя на протяжении всех лет его работы с данным составом обучающихся является формирование сплоченного коллектива класса, что предполагает постоянное развитие и совершенствование всех сторон коллективной жизни, преодоление возникающих в ходе этого процесса противоречий, постоянного возрастания роли социализации в формировании личности каждого обучающегося. Сущность игры как вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.Данный материал дидактических игр направлен на социализацию обучающихся младшего школьного возраста. Данный сборник игр будет полезным для использования учителям начальных классов, а также педагогическим работникам, которые работают с детьми данной возрастной группы.ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Телеграф»Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.Ход: четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; учитель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Учитель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.«Магазин игрушек»Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Кто не догадался – уходит без покупки.«Чемодан»Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо-игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).«Зеркало»Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.Ход: играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало», другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.«Отправь письмо»Цель: развитие групповой сплоченности.Ход: играющие стоят по кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он нажимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.Цель почтальона – «перехватить» письмо, т.е. увидеть, у кого из детей оно находится.Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.«Буря»Цель: развитие чувства группового единства.Ход: ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается второй раз, щелкая пальцами и предлагая сделать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног о пол.Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась буря.Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина.«Путаница»Цель: формирование группового единства.Ход: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет.Когда образовалась путаница, водящий водит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей.«Переходы»Цель: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.Ход: Учитель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяемся местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, а рядом с ним – у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными.«Угадай, кто это?»Цель: развитие умения мысленно воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности.Ход: учитель выбирает одного ребенка — рассказчика. Остальные дети образуют круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идет речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребенка — «отгадку» в круг, и они вместе с рассказчиком, взявшись за руки, шагают под песню, исполняемую всеми детьми:Станьте, дети,Станьте в круг,Станьте в круг,Станьте в круг.Я твой другИ ты мой друг,Добрый, добрый друг!«Поводырь»Цель: развитие чувства ответственности за другого человека.Оборудование. Повязка на глаза — по количеству пар детей, стулья, кубики, обручи.Ход: в комнате разложены и расставлены предметы — «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например:«Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его».ЗАКЛЮЧЕНИЕПроцесс социализации обучающихся является одной из актуальных проблем младшего школьного возраста. С одной стороны, в этот период меняется ведущий вид деятельности, социальное окружение, отношение обучающегося к миру взрослых и самому себе, а с другой, происходит перестройка всей логики социального и психического развития, обретение нового статуса и предписанных ему прав и обязанностей. Социализация обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики, так как проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества.Игровые методы обучения могут использоваться как дидактические средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков. Игровые технологии, применяемые во внеурочной деятельности, помогут раскрыть содержание глубоких и сложных для понимания младшим школьником, имеющим отклонения в развитии, понятий в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия, лучше познать себя и окружающий мир, освободить от переизбытка энергии. Игровая деятельность имеет особое значение для развития произвольного поведения и принятия социальных ролей, что особенно важно в общеобразовательных учреждениях. Сложно переоценить важность применения игровых технологий, как школы морали и перехода на новый период развития обучающегося в кризисные периоды адаптации к образовательным условиям и социализации в учебном коллективе. Классный руководитель помогает младшему школьнику с ОВЗ сохранить игровую позицию, развивает ее и поддерживает, направляя поведенческие порывы в соответствии с внутренним мироощущением обучающегося.Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод, что игровые технологии, как средство социализации воспитанников школьного образовательного учреждения, позволяют расширить социальный кругозор, создать простор для проявления их индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве. Посредством игры происходит интеграция младшего школьника с ОВЗ в коллектив, его сплочение, налаживание эмоционально-психологического климата. Также игровые технологии, применяемые во внеурочной деятельности, в дальнейшем способствуют снижению уровня тревожности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Возможности игровой деятельности проявляются в активизации познавательных способностей младших школьников, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать все многообразие человеческих взаимоотношений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Дик Николай. Цель – дружный класс! Книга для учителя начальных классов / Феникс, 2007. – 311 с.2. Игры на сплочение коллектива в начальной школе с рекомендациями для учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 3. Коллектив и его роль в жизни человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 4. Игры на сплочение коллектива [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 5.  Сообщение  на педагогическом советепо теме: «Социализация детей через игровую деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: