Публикации "Здоровьеразвивающая технология В.Ф.Базарного как средство воспитания здоровой нации"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровьеразвивающая технология В.Ф.Базарного как средство воспитания здоровой нации"
Автор: Глухова Ирина Викторовна

Описание опыта работы по теме: «Здоровьеразвивающая технология В.Ф.Базарного как средство воспитания здоровой нации» учителем начальных классов МОУ «СОШ№33» г.Энгельса Саратовской области. На протяжении нескольких лет, работая в начальных классах, я заметила, что дети поступают в школу с большим отклонением в состоянии здоровья: нарушенные зрение и осанка, гастриты, общая усталость, переутомление. Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьеразвивающей технологией В. Ф. Базарного, я не раздумывая, решила попробовать внедрить новые подходы к организации образовательного процесса. Меня поддержали родители, администрация школы. Моей целью стало: "Создание охранительного педагогического режима общения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждение негативных сдвигов в состоянии здоровья детей".Для реализации этой цели мне потребовалось решить следующие задачи:1. Сохранить и укрепить здоровье учащихся.2. Разрешить проблему перегрузки и переутомления детей на уроках.3. Укреплять и развивать у младших школьников внимание, память,волю, творческое воображение.4. Формировать умения детей к овладению самостоятельностимышления, свободой суждений.Используемая мною технология Владимира Филипповича Базарного предусматривает следующие методики:1. Обучение учащихся в режиме динамических поз. Для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик стоит за конторкой, другую часть урока сидит за партой, тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка.2. Проведение уроков в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска и выполнения активизирующих детей заданий. Для этого используются подвижные "сенсорные кресты", карточки с заданиями, которые раскладываются в любой точке класса, специальные держалки, чтобы формировать у детей произвольный шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.3. Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов.Для успешного хода эксперимента были созданы следующие условия:- обучение детей в первую смену;- сокращение продолжительности уроков в 1-м классе до 35 минут, - введение динамических пауз в 1-м классе до 15 минут после 1 -го и 3-го уроков, до 35 минут после 2-го урока; во 2-м и 3-м классах удлинение динамических пауз до 20 минут между всеми уроками;-сочетание 2-х уроков физкультуры с 2-мя часами здоровья, которые проводятся на открытом воздухе и способствуют удовлетворению биологической потребности детей в движении. Дополнительно проводится час ритмики в помещении, урок музыки.-особое внимание уделяется грамотному составлению расписания уроков- соблюдение норм СанПиНа;Исследование проводилось в три этапа:
  • Подготовительный этап.
  • Изучение литературы по технологии В.Ф.БазарногоАпробирование технологии В.БазарногоПроведение стартовой диагностики.
  • Этапы внедрения инновации
  • Анализ полученных результатов и выбор последующего направления.Отбор форм и содержания фикультминуток для снятия усталости и коррекции Применение всех принципов технологии.Разработка и внедрение в УВП научно-обоснованных рекомендацийОтрабатывание технологии.Проведение мониторинга по здоровью
  • Практически-обобщающий этап
  • Контрольная диагностика по всем направлениям.Отрабатывание технологии с учетом преемственности среднего звена.Анализ полученных результатов по всей деятельности. Состояние здоровья учащихся, поступивших в 1 класс.За три года работы с применением технологии В.Базарного были получены новые результаты. Показатели физического здоровья учащихся к 4 классуИз данных таблиц видно, что в целом, показатели физического здоровья учащихся имеют положительную динамику практически по всем критериям. Их можно оценить либо как допустимые, либо как оптимальные:уменьшилось количество детей имеющих низкий уровень общей физической подготовки- уменьшилось количество детей, имеющих уровень развития осанки ниже нормы- уменьшилось количество учащихся, входящих в подготовительную и специальную физкультурные группы;уменьшилось количество диспансерных больных;сохранение зрения находится на должном уровне.Всё это говорит в защиту правильности выбранного пути.Показатели психического и духовно-нравственного здоровьяКак видно из таблицы, низкий уровень произвольности снижается. Так же возрастает высокий уровень мотивации.Структура заболеваемостиПропуски уроков по болезниИсследования подтверждают, что использование здоровьеразвивающей технологии Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, раскрепощённость суждений, использование позволило сохранить и укрепить здоровье учащихся. Что же способствовало получению позитивных результатов?1.Изменение учебно-воспитательного процесса Освоение и введение в практику деятельности здоровьеразвивающей технологии В.БазарногоСохранение зрения По методу "зрительных горизонтов" провожу целый ряд занятий, которые в соответствии с программой обучения проводятся, как правило, в режиме ближнего зрения. Это способствует расширению зрительно-двигательной активности. Проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. 1. Разного рода траектории, по которым дети "бегают" глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.2. Специальный тренажер, расположенный на потолке. Снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Кроме того, использую на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.Вот некоторые элементы этой гимнастики:Повторить каждое упражнение 10-15 раз по порядку с № 1 по № 3.1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направоовторить по три раза в каждую сторону.2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза. Оздоровительные моменты на уроке
  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек
  • Упражнения, влияющие на кровообращение глаз.
  • Упражнения для наружных мышц глаза.
  • Общеразвивающие и корректирующие упражнения.
  • Упражнения для внутренних мышц глаза.
  • Упражнения для мышц шеи и плечевого пояса.
  • Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею. Ежемесячно пересаживать учащихся с ряда на ряд.Комплекс (по Базарному): исходное положение сидя или стоя.
  • сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
  • крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
  • руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
  • смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
  • руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
  • держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
  • Физкультминутки — Гимнастика для глаз.Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Вверх-вниз, влево-вправо.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Круг.Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. Квадрат.Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Покорчим рожи.Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд — влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.Рефлексию на уроке совмещаю с пальчиковой гимнастикой:Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
  • МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
  • СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
  • БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
  • Использую эмоциональные разрядки:
  • поговорка,
  • высказывание,
  • веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка
  •   «Цветок здоровья».
  • Цветок здоровья сделан в виде семицветика. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся в течение года: «Живу в семье», «Думаю», «Пою и говорю», «Дышу», «Двигаюсь», «Закаляюсь», «Пью и ем», «Лечусь».С помощью подобных тренажёров (цветы, пирамидки, тарелки) развивается зрительно-моторная реакция. На уроках использую элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости. Если класс перевозбужденный (например, пришли с урока физкультуры) провожу упражнения «надувание воздушного шарика», «сдувание пушинки с ладони», при этом дети соревнуются, кто ее удержит дольше (упражнение на «выдохе»). Если класс вялый, «спящий», мы выполняем упражнение «понюхать что-то приятное» (например, розу, клубнику – упражнение на «вдох»). Обучение по системе доктора Базарного я начала прежде всего с учебы в режиме "смена динамических поз". Это делается на каждом уроке в специально подобранные моменты и при проведении каких ибо упражнений: устный счет, речевая разминка и другие. Работа за конторкой стоя - это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть. По методике Базарного признаки усталости наступают лишь на 21-24 минуте!Все эти виды названных приемов чередую как можно чаще. Все это говорит о том, что есть возможность обучать, сохраняя здоровье. В соответствии с требованиями технологии доктора В.Ф. Базарного оформлен кабинет для проведения экспериментальной работы: приобретены конторки для внедрения режима "динамических поз"; коврики из естественного материала под ноги каждого ребенка, разработаны различные виды сенсорно-поисковых моторно-координаторных тренажей: набор картинок, составляющих единый сюжетно-образный комплекс, подборки текстов стихотворений для формирования шагового логоритма. Медицинским работником проводятся занятия в кабинете ЛФК для ребят с сильным нарушением осанки. Создан благоприятный психологический климата в учебном процессе: проведение нестандартных уроков, множество игровых моментов, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разного типа и уровней индивидуального темпа, работы и выбора учебной деятельности -эти применяемые методы раскрепощают ребенка, повышают его уровень познавательной деятельности. Провожу активную просветительскую работу с родителями, посредством анкетирования выявляю их отношение к технологии доктора В.Ф. Базарного.У учащихся с помощью внеклассной работы формируется ценность здорового образа жизни.Эффективность данной методики отслеживается с помощью диспансеризации обучающихся (2 раза в год), анкетирования обучающихся класса и их родителей.2. Увеличение двигательной активности и пребывание на свежем воздухе не только во время уроков, но и в процессе УВП:
  • подвижные перемены
  • утренняя гимнастика до уроков
  • ежедневный динамический час на свежем воздухе перед проведением занятий ГПД или кружковыми занятиями
  • проведение ежемесячных классных Дней здоровья на природе.
  • 3. Работа по активному вовлечению родителей в УВП по физическому и духовно-нравственному оздоровлению. Стало уже традицией, что в начале каждого учебного года, мы проводим родительские собрания, на которых утверждаем тематику родительских собраний, классных мероприятий и назначаем ответственных из числа родителей за их проведение.Провожу активную работу по сетевому взаимодействию. Тесно сотрудничаем с ЦДиЮТ, центром медицинской диагностики и профилактики при детской Поликлинике №1, стоматологической поликлиникой, СГМУ, базами отдыха, плавательным бассейном «Лазурный», психологическим центром. 4.Изменения в материально- технической базы для физического оздоровления учащихся в начальном звене.
  • укомплектование учебного кабинета, где учащиеся занимаются по технологии Базарного, ростомерной мебелью -13 конторок,
  • изготовлено экологическое панно.
  • изготовлен потолочный офтальмотренажёр
  • изготовлены сенсорные ленты, специальные держалки для дидактического материала.
  • приобретены массажные коврики для ног.
  • 5Условия, созданные в школе для здоровьесбережения.1. Организовано горячее питание. 2. Работают кабинеты профилактики заболеваний под руководством медицинского работника, где идёт оздоровление часто болеющих детей через постановку у них правильного дыхания, что способствует снижению индексу заболеваемости часто болеющих детей.3. Работает логопункт для исправления речи логопатов.4. Психологическую поддержку осуществляет педагог-психолог, которая проводит диагностику, мониторинг, и коррекцию психических процессов эмоциональной сферы через психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации и занятия с учащимися и родителями.5. Каждый ученик ведёт Дневник здоровья в котором описывает проделанную работу по сохранению и развитию своего здоровья. Это могут быть и стихи собственного сочинения, и загадки, и новые физические упражнения, и рассказ о новом лекарственном растении, и отметка о профилактической вакцинации. А в конце недели делятся с одноклассниками своими наработками. Дополнительное образование в школе способствует оздоровлению учащихся. Дети занимаются в спортивных объединениях. За последний год количество учащихся, являющихся призёрами и победителями спортивных соревнований, увеличилось. Один раз в неделю посещаем плавательный бассейн «Лазурный»Вывод: Все выше перечисленное дало основание утверждать, что эта технология действительно направлена на сохранение и улучшение здоровья учащихся.