Публикации Рабочая программа на лето, музейное дело

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа на лето, музейное дело
Автор: Парий Галина Сергеевна

CОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка……………………………………………………3
2.Содержание программы…………………………………………………..5
3. Учебно-тематический план программы…………………………………6
4.Методическое обеспечение программы…………………………………8
5.Список литературы………………………………………………………10
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа Музейная кладовая разработана для занятий с детьми 12-17 лет в и рассчитана на 1 месяц, является модифицированной общеразвивающей программой дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Программа Музейная кладовая направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края. Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Отличительные особенности программы:
•раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;
•учет интересов учащихся, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;
изучение особенностей истории своей местности;
•свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно- волевых качеств.
Новизна программы в том, что мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
Актуальность программы
С каждым годом интерес молодого поколения к истории своего края, семьи, Родины возрастает. Нам необходимо знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы и города. Занимаясь музейным делом, ребята учатся распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии. Овладение навыками исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования. Выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки обучающихся, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.
Программа Музейная кладовая рассчитана на обучающихся от 12 до 17 лет. Срок обучения – 1 месяц. Курс рассчитан на 16 часов в месяц, 4 часа неделю, 2 часа в день.
Цель программы: создание условий для гражданского, нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи через краеведческую и музейную деятельность.
Основные задачи:
1. Создать благоприятные условия и возможности, позволяющие решить задачи непрерывного патриотического воспитания.
2. Создать условия для ознакомления с историей музейного дела.
3. Создать условия для расширения знаний об истории и культуре родного края.
4. Создать условия для воспитания гражданственности, толерантности и правосознания, ответственности за судьбы малой родины и умение самостоятельно анализировать исторические факт
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Краеведческий блокпризван воспитывать в участниках проекта любовь к своей малой родине, прививать интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. Главной целью этого блока является расширение кругозора воспитанников и развитие их познавательных интересов. Мероприятия этого блока предусматривают проведение беседы, экскурсии, посещение библиотек, музея, конкурсы, подготовка презентации.
Блок музейной деятельностипредусматривает приобретение теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры родного края, музейного дела; формирование уважительного отношения к прошлому, бережного отношения к реликвиям через проведения игр, бесед, викторин, экскурсий.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п-п
Наименование разделов и тем
Общее кол-во учебн. часов
В том числе:
Формы организа-
ции
занятий
Формы
аттестации,
диагностики
и контроля
Теорет.
Практ.
1
Краеведческий блок.
6
2
4
Индивиду-ально-Групповые
Текущий контроль
Конкурс эрудитов История страны – история семьи.
0,5
1
Индивиду-ально-Групповые
Наблюдение
Викторина История Усть-Донецкого района.
0,5
1
Индивиду-ально-Групповые
Наблюдение
Занятие по технике пешеходного туризма. Краеведческий час С уважением к прошлому, с надеждой в будущее.
0,5
1
Индивиду-ально-Групповые
Наблюдение
Источники, документы, электронные ресурсы о Великой Отечественной войне в х. Кресты
0,5
1
Индивиду-ально-Групповые
Наблюдение
2
Блок музейной деятельности
10
3
7
Методика построения и оформления экскурсии: Вступительная беседа, основная часть, заключительная беседа.
0,5
1
Индивиду-ально-Групповые
Наблюдение
Обсуждение на тему Использование технических средств в экскурсионной работе в музейном пространстве.
0,5
1
Индивиду-ально-Групповые
Наблюдение
Музейный-квест Тайны музейных предметов.
0,5
1,5
Групповые
Текущий контроль
Викторина Умники и умницы.
0,5
1,5
Индивиду-ально-Групповые
Текущий контроль
Экскурсия Памятники нашего посёлка. История создания.
1
2
Индивиду-ально-Групповые
Текущий контроль
Итого часов
16
5
11
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОГРАММЫ
Занятия по программе Музейная кладовая проводятся в музее, актовом зале.
Методическое обеспечение образовательной программы может быть разнообразным. Для организации образовательного процесса используются различные формы занятий. Наиболее распространенным видом занятия, в силу специфики Программы, является практическая работа, которая включена в каждый раздел учебно-тематического плана.
Для результативной деятельности учащихся необходимо обеспечить их достаточным количеством наглядных пособий: плакатами, историческими атласами, музейными экспонатами. Рекомендуется учитывать информацию, размещённую на сайтах музеев. Использование архивных документов, семейных реликвий, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Предполагается использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов на разных площадках, а также в форме активного взаимодействия обучающихся.
Учебный процесс программы представляет собой комбинацию из еженедельных аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся.
Возможные формы занятий: беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
Методы обучения: словесный, наглядно-практический, объяснительно- иллюстративный, игровой.
Формы организации образовательного процесса:
-групповая- выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
- индивидуальная- индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Педагогические технологии: элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
Для реализации программы имеется:
-ПК
-проектор;
-Цифровой фотоаппарат;
-учебно-методическая и научная литература;
-экспонаты школьного музея;
-иллюстрации по темам программы.
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5.1. Список используемой литературы
Белоусова И.Я. Программа Музейное дело. Издательство ОмГПУ. 2007г.- 15с.
Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. 2000.№5 С 4-6.
Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории Музейная педагогика кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
Методический рекомендации организации работы по созданию музея м комнаты истории органов Внутренних дел./ Центральный музей МВД России.- М., 1999.
Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.
5.2. Список литературы для педагогов
Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. 3.- Барнаул, 1999.С 204 – 215.
Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
Музей в школе: перспективы развития. М., 2006.
Образовательное пространство музея. С-П., 2005.
Работа со школьниками в краеведческом музее. М.,2001.
Гавриков А.Ю. Руководство и планирование работы музея образовательного учреждения, Кострома-2006 г.- 37с.
Рождественская С.Б. Содержание и методы этнографической работы школьников, методическое пособие- центральное рекламно-информационное бюро Турист, М.-1988г.
Юренева Т.Ю. Музееведение: учебник для высшей школы - 3-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2006.- 560с.
5.3. Список литературы для обучающихся
Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом Карапуз, 2000.-265 с.
Е. Кальницкая: Детство в Петергофе. Семейные истории императора Николая
Издательство: ДЕТГИЗ, 2015 г.-128 с.
Елена Первушина: Окрестности Петербурга: Фордевинд, 2011 г.-110 с.
Эликзэндэр Хетэр: Живопись. Самые известные художники мира. Детская энциклопедия Художник: Хэмилтон Мэрэдит Издательство: АСТ, 2016 г.-96 с.
5.4. Список литературы для родителей
1.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М., 2001.
2. Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, 2002.-520 с
3.Соколова Н.Д. Мир музея. С- П., 200.
Список интернет- ресурсов
Музейный форум
Российская музейная энциклопедия
Онлайн энциклопедия Кругосвет
2