Публикации Пути преодоления деструктивных тенденций "клипового мышления" учащихся в Музыкально-эстетическом лицее им. А.Г.Шнитке.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пути преодоления деструктивных тенденций "клипового мышления" учащихся в Музыкально-эстетическом лицее им. А.Г.Шнитке.
Автор: Овсянникова Ирина Владимировна

Пути преодоления деструктивных тенденций «клипового мышления» учащихся в Музыкально-эстетическом лицее им. А.Г.Шнитке.Современный мир, характеризующийся высокой скоростью смены разнообразной, несистематизированной информации, формирует соответствующее ему мышление, позволяющее индивиду жить и развиваться в нём. Такое мышление называют клиповым. Термин «клиповое мышление» означает, что окружающий мир в восприятии человека превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.По словам профессора А. Зорина (РГГУ, Оксфордский университет): «Сегодня из многих источников идут сообщения, что человечество вступает в новую эпоху, что у молодого поколения фундаментально изменяется культура восприятия: ему не нужен линейный текст. По-видимому, сегодняшняя культура в принципе создает огромные проблемы для молодого человека в области восприятия вербальной культуры».Смена мышления заметна, в первую очередь, по изменению мышления и восприятия информации школьниками. Из массовых жалоб педагогов можно узнать, что дети сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно — изложения. То есть, они плохо понимают чужие мысли. Дети теперь меньше читают и, опять же, не понимают смысла прочитанного.Разобраться в причинах реальной или мнимой деградации школьников трудно, поскольку нужно учитывать множество факторов. Конечно, на сегодняшней школе сказываются последствия развала в нашем государстве всех социальных систем в 90-х годах. Но это — специфически российские факторы, между тем упадок среднего образования наблюдается во многих странах мира, несмотря на инвестиции в эту сферу. Деградация коэффициента усвоенияВ начале 1980-х годов было проведено исследование эффективности школы как обучающей системы. Старшеклассникам предлагалось ответить на ряд вопросов из программы предшествующих лет обучения. Исследование показало, что для элитных ленинградских школ коэффициент усвоения знаний составлял от 10% до 30% при среднем значении около 15%. При этом старшеклассники продемонстрировали полное отсутствие системного подхода к информации.За последующие двадцать лет ситуация ухудшилась и, судя по всему, значительно. Сейчас можно говорить о коэффициенте усвоения знаний 3-10%, причем последняя цифра характеризует высшую элиту учащихся. Особенно пострадали физика, математика и почему-то география.Указанное явление — деградация среднего образования не является особенностью исключительно России. Напротив, российская ситуация, когда выпускники школ, по крайней мере, умеют читать и грамотно писать, считают устно и «на бумажке», оперируют с дробями и процентами, знают что такое часовые пояса, и могут объяснить, откуда в розетке берется электричество, на общемировом фоне выглядит даже благополучно. Одинаковая динамика таких разных образовательных структур, как российская/советская, американская, французская, британская, и равная неэффективность вложений в эти структуры указывают на наличие некоего единого, то есть носящего общесистемный характер, фактора деградации. Поскольку прослеживается отчетливая связь между глубиной кризиса образования и уровнем развития телекоммуникационных систем в регионе, есть искушение связать дегенерационные процессы в обучении с распространением клиповой культуры.Развитие цивилизации влияет на формирование каналов восприятия детей парадоксальным образом. С одной стороны, колоссально увеличивается загрузка визуального канала, что, казалось бы, должно развивать способности к визуальному восприятию информации. Но с другой стороны, содержание передаваемой визуальной информации является в основном развлекательным. То есть эту информацию предлагается просто потреблять, а размышлять над ней не требуется. У детей возникает привычка к потреблению информации, организованной «клиповым» способом, т.е. когда вся визуальная информация нарезана на кусочки, не связанные друг с другом. Визуальный канал, как источник познавательной информации для ученика, деградирует. Учителю, даже если он визуал, становится трудно работать с учеником, который исходно визуально ориентирован: визуальный канал «испорчен».Еще хуже ситуация с аудиальным каналом. Вся молодежь (примерно с 10 лет) ходит с плеерами. Зачастую дети слушают бурный поток бессодержательного «аудио-мусора», в котором осмысленная вербальная составляющая отсутствует принципиально! То есть аудиальное сознание не просто детренировано, его русло приспособлено к совершенно другим сообщениям, не несущим информации. Преподаватель неизбежно испытывает трудности, пытаясь использовать аудиальный канал передачи информации. На мой взгляд, падают возможности детей к обучению, поскольку засоряются и блокируются каналы восприятия. Дети не виноваты, что они не любят читать книги. Клиповое мышление школьников – не их вина, это их реальность.В этой связи хочется вспомнить и ещё об одной социальной проблеме – родители очень мало уделяют времени детям. Считая, что уход и материальное обеспечение самое главное, родители часто недодают детям внимания, возможности общения, поддержки, совместной игры. Не удивительно, что дети находят «замещение» - гаджет. Школьники слишком рано получают в руки взрослые «игрушки», предназначенные для работы, общения, получения информации и используют их для ухода из реальной жизни. В виртуальном мире, куда они попадают, нет любви, тепла, сочувствия, боли. Нет даже прикосновения. Зато «много жизней»! В результате мы получаем инфантильных подростков, которые провели в виртуальном мире времени больше, чем в спортзале или на природе. Эти дети не знают, как реально живут люди, не понимают настоящие духовные ценности, проблемы страны, человечества, планеты. Выход всегда есть!Мы, педагоги Музыкально-эстетического лицея, конечно же, видим общемировую тенденцию и замечаем признаки формирующегося «клипового мышления» у наших ребят. К счастью, обучение в МЭЛ построено таким образом, что может достойно противостоять деструктивным тенденциям и поддержать конструктивные - многозадачность, быстрота реакции, большой охват информации. Игра на музыкальном инструменте является обязательной для всех учащихся МЭЛ. Самый первый шаг в музыкальных занятиях – это освоение нотного текста. На первый взгляд кажется, что это процесс, схожий с изучением любого языка (предложения, фразы, знаки препинания) или математики (пространственное мышление, манипулирование абстрактными звуковыми фигурами, понимание структуры произведения). На самом деле, чтобы изучить музыкальное произведение, записанное нотами, недостаточно только перенести его на клавиши. Нужна глубокая интеллектуальная работа по пониманию содержания авторского текста, личный эмоциональный отклик на музыку. То есть, процесс переведения нотного текста в исполнение на инструменте требует глубокой интеллектуальной, эмоциональной и творческой переработки. Всегда существуют множество вариантов исполнения произведения. Каждый учащийся, изучая любое произведение, учится играть его с разными музыкальными и техническими задачами. Юный музыкант сравнивает свою игру, игру преподавателя и варианты произведения в аудио или видеозаписи, изучает и слушает другие произведения этого композитора, эпохи. Так, попробовав различные идеи интерпретации у ученика рождается своё личное отношение к музыке и к исполнению. Таким образом, изучение произведения приводит к изучению искусства, себя, своего отношения к миру. В результате вместо сиюминутных мелодий в плеере дети получают то, что останется с ними навсегда – глубокое понимание искусства путём личного исполнения или создания своего произведения. Кстати, отделение композиции очень популярно среди лицеистов. Учиться музыке – большой труд, и иногда детям нужна помощь со стороны родителей. В МЭЛ многие родители с удовольствием посещают уроки специальности, вникают в материал и помогают ученикам в домашних занятиях. Более того, многие семье приводят учиться в МЭЛ по двое или трое детей. Братья сёстры, их родители часто объединяются в ансамбли и музицируют вместе. Это дало возможность уже второй год проводить концерты «Семейного музицирования». Таким образом, в лицее наблюдается прекрасная тенденция объединения семьи вокруг общего дела – занятий музыкой. Это достойная альтернатива разобщённости между родителями и детьми, которую мы наблюдаем повсеместно. Дети получают поддержку, внимание, и даже музицируют вместе с родителями на сцене. Такое взаимодействие детей и родителей даёт хорошие результаты и в успеваемости и по общеобразовательным предметам. Опыт преподавателей МЭЛ ярко показывает, что можно позитивно контактировать с подрастающим поколением. Современным детям нужно то, что детям любой эпохи: семья, любовь, внимание, забота… Этот список можно продолжить, но слова «гаджет» в нём не будет. Большая ошибка нас, взрослых, так беспечно позволять детям пользоваться тем, что закроет им дорогу к развитию, к творчеству, к сознательному планированию своей жизни. Отношение к современным компьютерным технологиям, порождающим «клиповое мышление» в мире неоднозначно. С одной стороны, это наша реальность, в которую многие из нас уже «окунулись» с головой. С другой – не отрицая безусловных плюсов для жизни взрослого человека, многие учебные заведения уже поняли пагубность воздействия планшетов и компьютеров для детской психики. В наши дни многие американские школы, уже почти отказавшиеся от прописей, возвращаются к этому занятию в начальной школе.Широко известно, что Билл Гейтс и Стив Джобс редко позволяли детям играть с продуктами, разработанными в их компаниях. В 2007 году Гейтс ввел для своей дочери временной лимит нахождения у монитора, когда у нее появился нездоровый интерес к видеоиграм. Он также не разрешал детям пользоваться мобильными телефонами, пока им не исполнилось 14 лет. Ряд специализированных школ Кремниевой долины , таких как вальдорфские школы, отличаются низкотехнологичным подходом к образованию. Они используют обычные меловые доски и карандаши. Вместо того чтобы учиться программированию, дети приобретают навыки сотрудничества и взаимного уважения. В школе Брайтворкс дети учатся творчеству, создавая поделки своими руками и посещая занятия в домах на дереве. Созидание, выражение и продолжение себя через творение и есть одна из важных граней нашего предназначения.Вспоминаются слова известнейшего музыковеда, доктора искусствоведения и психологических наук Дины Константиновны Кирнарской: «Музыкальные занятия меняют структуру мозга Потому что соединительная лента между правым и левым полушарием мозга, "corpus callosum" ее называют или "мозолистое тело" по-русски, становится на 25% больше через год всего занятий… Если ребёнок начал заниматься музыкой, усиление коммуникации между полушариями мозга гарантировано».Результативность использования музыкальных занятий для развития школьников уже доказана в мире. Об этом свидетельствует китайская образовательная система, где огромный процент школьников обучается игре на музыкальных инструментах. Существует ряд американских образовательных учреждений, в которых предметы общеобразовательного направления тесно сплетаются с музыкальными занятиями. Наши выпускники ежегодно демонстрируют высочайшее качество своего образования, мышления, творческого подхода к жизни, побеждая на различных конкурсах и олимпиадах, поступая в самые престижные учебные заведения в России и за рубежом.