Публикации Роль творческих заданий в обучении географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль творческих заданий в обучении географии
Автор: Лабузова Мария Юрьевна

РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИЛабузова М.Ю.ГБОУ «Школа №1212 Щукино», г. Москва, Творчество – это то, что сопровождает нас практически с самого рождения, как только человек начинает мыслить, сначала образно, потом более абстрактно, он начинает воображать, придумывать, опираясь на свое чувственное восприятие. С.Л. Рубинштейн дает такое определение творчества, более понятное и знакомое в отечественной психологии: «...творчество-это деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д…» [5, с.638]. Способность к творческой деятельности развивается в человеке вместе с мышлением, она усложняется и приобретает новые формы. Поэтому использование элементов творческой деятельности может быть эффективно на всех ступенях обучения географии. Основу творческого процесса составляет синтез словестно-логического и наглядно-образного мышления. Человек, оперируя опытом, знаниям и речью, использует интуицию, впечатления, соединяя все условия и трансформируя в новый продукт.Самой распространенной формой организации творческой деятельности детей в школе являются творческие задания. Творческие задания – это не просто задания, это определенные условия, в которые ставится ученик. Они направлены на побуждение ученика к поиску новой информации и новым, ранее неизвестным способам деятельности, а также предполагают получение нового (информационного, визуального, текстового и др.) продукта как результата этой деятельности [3, с. 10].Творческие задания выполняют множество функций в процессе обучения школьников (Табл. 1). Таблица 1 (составлена автором по [4]).Функции творческих заданийНа каждом уроке географии ученикам открывается огромное количество новых знаний, новых понятий, причинно-следственных связей и закономерностей. Прирост знаний – одна из важнейших целей обучения. Творческие задания также очень важны для расширения кругозора школьников, в них часто дается дополнительная информация, не обязательная для запоминания всеми учащимися, но для наиболее заинтересованных такие задания будут являть источником нового знания. Творческие задания на основе очень обширного и разнообразного географического материала дают детям возможность проявиться себя в способах и формах выполнения творческого задания. Творчество вызывает эмоции и положительные мотивы к действию. Формирование нравственных качеств личности и способность к самоорганизации – важнейшие результаты обучения географии. Более длительное выполнение творческого задания, более глубокое исследование вопроса позволит получить более полное и глубокое знание в дальнейшем. Творческие задания позволяют проводить диагностику, контролировать, развивать самоорганизацию и самореализацию посредством предметного материала. Все эти функции и возможности творческих заданий в итоге приводят к достижению поставленной учебной цели. Помимо этого, творческие задания позволяют сформировать умения:
  • классифицировать объекты, предметы и явления;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выдвигать предположения, гипотезы;
  • абстрагировать, выделять существенное;
  • выявлять парадоксы;
  • представлять пространственные объекты;
  • воссоздавать объекты в воображении;
  • представлять объект по выделенным признакам [2].
  • Многие из этих умений перекликаются с основными чертами географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность [1]), развитие которого является важнейшим предметным результатом обучения географии.Творческие задания позволяют расширить границы возможностей предмета географии и достичь всех поставленных результатов обучения. Самое важное, учителю создать такие условия, при которых учащиеся будут открывать новые знания, овладевать новыми способами поиска информации, развивать логическое и географическое мышление.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь // Э.Б.Алаев. – М.: Мысль – 1983. – 350 с
  • Жаркова, В. В. Использование системы творческих заданий для развития креативности в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / В.В. Жаркова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 311–315. – URL: .htm (дата обращения: 15.05.2021).
  • Короткова М. В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3. — С. 10–17.
  • Ластович М.М. Развитие творческих способностей младших школьников в обучении математике [Электронный ресурс] // Инфоурок. – 2013. – URL: ml?mid=17508 (дата обращения: 15.05.2021).
  • Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во Академии наук СССР – 1958. – 148 с.