Публикации
"Безопасная работа на уроках технологии как основа сохранения здоровья обучающихся".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Безопасная работа на уроках технологии как основа сохранения здоровья обучающихся".
Автор: Валишевская Вера Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Безопасная работа на уроках технологии как основа сохранения здоровья обучающихся".
Автор: Валишевская Вера Анатольевна
Тема: Безопасная работа на уроках технологии
как основа сохранения здоровья обучающихся.
Одной из важнейших задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго обучающегося выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.
Здоровьесберегающие технологии на уроках технического труда - задача особой важности для преподавателей этих предметов.
Урок – ведущая форма учебной деятельности, оценка его влияния на здоровье обучающихся является наиболее важной. Рациональная организация урока – важная составная часть работы по сохранению здоровья, поэтому при подготовке к уроку необходимо опираться на особенности проведения урока с позиции здоровьесбережения и создавать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся класса.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся. Уроки технического труда дают возможность переключения обучающихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.
Для обеспечения безопасной работы на уроках технологии необходимо выполнение ряда условий:
- готовность кабинета к безопасной работе;
- исправность оборудования и инструментов;
- дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке;
- знание и соблюдение правил безопасной работы;
- соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.
Рассмотрим подробнее все эти условия.
1.Готовность кабинета к безопасной работе.
В кабинете технологии ученическая мебель, столярные и слесарные верстаки расставляются согласно санитарным требованиям и нормам. Класс проветривается на каждой перемене и перед началом занятий. Световой и температурный режимы также соблюдаются. Регулярно проводится влажная уборка помещения. Соблюдается чистота и порядок в кабинете. Имеется всё необходимое на случай возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации: огнетушитель, аптечка, комплект ватно-марлевых повязок и ёмкости с водой.
2.Исправность оборудования и инструментов.
Оборудование и инструменты в кабинете технологии перед началом занятий проверяются учителем. Они должны быть исправными, чтобы обучающиеся не получили травму при их использовании.
3.Дозирование времени труда и отдыха обучающихся на уроке.
Проведение физкультминуток и динамических пауз способствует снижению утомляемости обучающихся, их отдыху и является необходимой частью любого урока, особенно когда изучаемая тема сложна для понимания и требует большой умственной и физической работы. Уроки технического труда позволяют сочетать умственный и физический труд обучающихся.
Кроме того отдых на уроке – это смена видов деятельности. Так, например, на одном занятии обучающиеся могут выполнять эскиз, чертёж или технический рисунок какой-либо детали или изделия, составлять технологические карты, работать с различными инструментами и оборудованием, проверять качество изготовленного изделия, составлять кроссворды, ребусы и так далее.
Учителю технологии важно также обращать внимание на то, чтобы работа была посильной для обучающегося. По возможности необходимо организовывать групповую работу, в которую можно включать сильных учеников наряду со слабыми и оценивать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
4.Знание и соблюдение правил безопасной работы.
Обучающиеся во время выполнения работ в кабинете технологии должны быть в рабочей одежде. Это может быть фартук, халат или рабочий пиджак. Для защиты глаз при некоторых видах работ и при работе на токарном станке обучающиеся должны надевать защитные очки.
В кабинете технологии организован уголок по технике безопасности. На стене расположены плакаты по технике безопасности.
Правил безопасной работы достаточно много и запомнить их порой бывает непросто всем обучающимся. Для этой цели я использую на уроках следующие приёмы.
Приём покажи как правильно.
Например, даю обучающемуся рубанок и говорю: Положи рубанок на верстак. А затем добиваюсь того, чтобы обучающийся положил его правильно, то есть на бок лезвием от себя. Подобным образом поступаю и с другими инструментами. При использовании данного приёма замечаю, что если ученик ошибается, то в дальнейшем он старается не допускать подобных ошибок, а значит, запоминает правила обращения с инструментом, что немаловажно для сохранения здоровья обучающегося при работе с ним.
Вспоминаем известные пословицы и поговорки.
Например, Семь раз отмерь - один раз отрежь, Наука учит только умного, Не хвались языком, а хвались делом, Труд всегда даёт, а лень только берёт, Учить – ум точить, Сумел ошибиться, сумей и исправиться, Кончил дело – гуляй смело, Была бы охота, заладиться любая работа, Откладывай безделье, но не откладывай дело, Не игла шьёт, а руки, В деле не сила нужна, а уменье, Корень учения горек, а плод его сладок, Терпенье и труд всё перетрут.
5.Соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.
При изготовлении различных изделий на уроках труда необходимо знать технологию их изготовления и соблюдать все необходимые технологические этапы. Незнание последних может привести либо к браку заготовки, либо к травме обучающегося. Поэтому важно, чтобы каждый обучающийся научился безошибочно следовать этой последовательности при изготовлении изделий. А для этого необходимо следующее:
-многократно повторять все технологические этапы;
-учиться у своих товарищей;
-обязательно спрашивать совета у учителя, если возникают какие-то сложности:
-не идти вперёд, если не помнишь, что дальше.
Безусловно, выполнение технологических этапов обучающимися нельзя оставлять без учительского контроля, даже если ученик способный. Наблюдать за происходящим можно ненавязчиво со стороны. Это придаст уверенности обучающемуся, но и, в то же время, обезопасит его от возможных негативных последствий, а также сохранит его здоровье.
Таким образом, сохранить и укрепить здоровье обучающихся на уроках технического труда можно только при неукоснительном соблюдении правил безопасной работы. Только при этих условиях обучающийся получает позитивные эмоции и радость от результатов своего труда.