Публикации
Методические рекомендации по организации и проведению открытых уроков
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и проведению открытых уроков
Автор: Салыгина Елена Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и проведению открытых уроков
Автор: Салыгина Елена Владимировна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению открытых уроков
Разработчик:
Салыгина Елена Владимировна
Методист ФКП ОУ №117
г. Самара
СОДЕРЖАНИЕ
1
Общие положения.
3
2
Требования к открытому занятию
4
3
Подготовка открытого урока
5
4
Методическое обеспечение открытого урока
6
5
Приложения .
7
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одной из форм методической работы преподавателя и мастера производственного обучения, является открытый урок - действенный элемент образовательного процесса, форма распространения передового опыта.
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ПК, обобщение приёмов организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя и мастера производственного обучения, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со обучающимися.
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения (Приложение№1).
Открытые занятия для всех преподавателей и мастеров производственного обучения учебного заведения направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию образовательного процесса.
В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий.
При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям.
Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) педагоги, если у них есть интересные педагогические находки и перспективы.
При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий.
Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю и мастеру производственного обучения, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др. При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий). Рекомендуется каждому преподавателю проводить открытые занятия не реже одного раза в 2 года.
2. Требования к открытому занятию
Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие. Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, являются основными требованиями к открытому занятию. Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия рекомендуется обсудить на заседании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.
3.Подготовка открытого урока
Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности учащихся на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений. К открытому занятию необходимо составить план открытого урока с четким и разумным распределением времени занятия и указаниями, что и как делают преподаватель и обучающиеся.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО, ПК и продумать последовательность их использования на занятии. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся. Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.
4.Методическое обеспечение открытого занятия
Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:
календарно-тематический план;
план учебного занятия, конспект лекции;
комплект материалов по разнообразным видам контроля;
дидактический, раздаточный материал;
задания для самостоятельной работы;
комплект видеоматериалов для ТСО;
методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения. Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на обучающихся, способы организации их работы на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям. Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК и сдается в методический кабинет. Проведение открытого занятия За 2 недели до проведения открытого занятия председатель ПЦК вывешивает сообщение о нем. Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке. Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся и без помех наблюдать за действиями преподавателя и обучающихся, Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие. Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
Приложения, которые помогут подготовиться к открытому уроку:
1. Типы уроков
2. Основные подходы к целеполаганию
3. Методы и приемы обучения
4. Психологические требования к уроку
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ТИПЫ УРОКОВ
УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
НОВЫХ ЗНАНИЙ
Цель : восприятие обучаюмися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Структура данного типа урока:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка обучающихся к усвоению.
4. Изучение нового материала.
5. Первичная проверка усвоения знаний.
6. Первичное закрепление знаний.
7. Контроль и самопроверка знаний.
8. Подведение итогов урока.
9. Информация о домашнем задании.
Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Это объясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью внимания обучающихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, все другие части урока также подчинены изучению нового. Для того, чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают обучающихся к восприятию нового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемого материала.
2. УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний , выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
2. Определение границ( возможностей ) применение этих знаний: что с их помощью можно определить , где применить?
3. Пробное применение знаний.
4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний .
5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.
Основное место на уроках данного типа занимает выполнение обучающихся различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражнения предлагаются в определенной системе, основой которой является постепенное нарастание трудностей.
Структура этих уроков, как правило, следующая:
1. сообщение цели предстоящей работы,
2. воспроизведение обучающихся знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий,
3. выполнение обучающихся различных упражнений, задач,
4. проверка выполненных работ,
5. задание на дом (если это необходимо).
С целью развития знаний, умений и навыков на таких уроках иногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводится подготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические цели подчиняются основной дидактической цели урока—закреплению изученного.
3.УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН
ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
4. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
Цель : усвоение знаний в их системе,
Подготовка обучающихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы; обеспечение обучающихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
5.УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель: определение уровня знаний, сформированность умений и опыта, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков.
В процессе учебно-воспитательной деятельности обучающихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях.
I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.
2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.
В конце урока, если проверка проводилась в устной форме, педагог, как правило, дает краткую характеристику знаниям, умениям и навыкам обучающихся, указывает на достижения, недостатки и пути их преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующий урок посвящается разбору контрольной работы.
6. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
На уроках данного типа решается несколько дидактических задач:
повторение пройденного
проверка домашнего задания,
изучение новых знаний
закрепление новых знаний.
Комбинированные уроки особенно широко распространены в педагогической практике. Это объясняется как возрастными особенностями обучающихся (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения учебных программ и учебников. На каждом уроке предусматривается проведение работы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний.
Структура уроков комбинированного типа может быть такой:
1. проверка домашнего задания,
2. подготовка к усвоению новых знаний,
3. объяснение нового материала,
4. закрепление изученного материала,
5. задание на дом.
Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы:
1. Организация начала урока
2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
3. Информация о внеаудиторной самостоятельной работе, инструкция, о его выполнении.
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.