Публикации статью на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании экономических дисциплин как один из инструментов повышения качества обучения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: статью на тему "Реализация межпредметных связей в преподавании экономических дисциплин как один из инструментов повышения качества обучения"
Автор: Светлана Александровна Греховодова

«Реализация межпредметных связей в преподавании экономических дисциплин как один из инструментов повышения качества обучения»Греховодова Светлана Александровна,преподаватель экономики ГБПОУ КК АТТСВыдающийся русский географ и путешественник Андрей Николаевич Краснов однажды сказал: «География есть философия естествознания. Она одна открывает новые горизонты, которые часто затмеваются в чисто систематических науках… Главная задача географии — дать читателю связь между историей земного шара и явлениями жизни, теперь на ней совершающимися.» Эти слова актуальны сегодня. Каждый истинный географ с начала своего географического пути знает одну непреложную истину: без географии мы нигде. Ведь по большому счету в нашей жизни нет ничего, что не было бы географическим. В этом смысле география представляется как бесконечный межпредметный полигон. В современной системе образования нельзя обучать одному предмету в отрыве от других предметных областей, а тем более в отрыве от жизни. Наш мир и явления в нем не делится на предметы. Поэтому предметное содержание лучше всего передавать в межпредметной плоскости. Экономика – прикладной предмет, изучая который студентам необходимо, в первую очередь, овладеть практическими умениями и навыками. Предполагается также изучение и осмысление основных экономических процессов, явлений, законов и закономерностей. Абстрактная экономическая теория довольно сложна для понимания, поэтому для формирования ведущих экономических понятий и умений приходится привлекать знания учащихся об аналогичных процессах и явлениях, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, географии, истории и других предметов. Межпредметные связи помогают не только реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Преподаватель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом реализуются основные принципы современного образовательного процесса: вариативность обучения, интеграция, целостность содержания образования, систематичность, самостоятельность и творческая активности учащихся.Экономические процессы в современном мире сложны и разнообразны, их изучение может вызвать у некоторых студентов определенные затруднения. На помощь приходят знания школьного курса географии, которая указывает на прямую зависимость этого разнообразия от особенностей географического положения, природных условий, социальной структуры региона. В основе многих экономических проблем современного общества лежат географические закономерности. Особо здесь следует отметить курс “Экономическая география России”, так как в нем, на мой взгляд, содержится та основа, которая позволяет студентам успешно осваивать весь набор экономических дисциплин. Фактически и в курсе географии, и в курсе экономики изучаются одни и те же явления и процессы с учетом специфики каждого предмета. Именно в курсе «География России» формируются такие понятия, как специализация, кооперация, структура трудовых ресурсов, занятость и безработица, ресурсы и факторы производства, типология рынков, структура хозяйства страны, структура внешней торговли, производственная и непроизводственная сферы и многие другие. Предлагая своим студентам задачу прикладного характера на уроках экономического цикла, я стараюсь учитывать, какие знания из других смежных дисциплин необходимо им использовать для решения таких задач. Для меня важно выдержать общий дидактический принцип, основанный на идее посильности каждой задачи в общей цепи упражнений, постепенном нарастании трудностей, связи между изученным материалом и тем, который предстоит изучить в дальнейшем.Объясняя новый теоретический материал,  решая задачу, мне необходимо показывать ученикам их применение в других дисциплинах, на практике, в жизни. В результате этого студенты глубже и сознательнее усваивают изученное, начинают лучше ориентироваться в самой экономике. Так как доказательства этой дисциплины могут быть сложны, но при этом выражают объективные связи материального мира, огромное значение приобретает демонстрация использования экономических понятий в других науках, в частности, во взаимосвязи с географией. Экономические дисциплины в Армавирском техникуме технологии и сервиса представлены следующими предметами:
  • основы финансовой грамотности;
  • экономика;
  • основы экономики, менеджмента и маркетинга;
  • экономические и правовые основы производственной деятельности;
  • экономика организации;
  • экономика отрасли;
  • менеджмент
  • основы предпринимательской деятельности.
  • Чтобы вызвать интерес к изучению этих дисциплин, я привлекаю сведения из географии, но при этом именно привлекаю и делаю географические знания инструментом для усвоения экономики, а не превращаю экономику в чистой воды географию.
  • Так, например, при изучении дисциплины «Основы финансовой грамотности» в теме «Налоги» изучаются региональные налоги, в том числе транспортный. Знания о том, что этот вид налога устанавливается на уровне Субъектов Федерации, мы закрепляем, выполняя задание с географическим уклоном. Перед студентами появляется карта-схема, на которой отображены субъекты и уровень ставки на транспортный налог. Студентам предлагается проанализировать эту карту и попытаться предположить, почему в одних регионах ставка высока, а в других намного меньше. Чтобы направить размышления студентов по верному пути, предлагаю вспомнить отдельные географические особенности регионов, демонстрирую карты автомобильных дорог России, карту размещения населения. В качестве ответов выступали следующие аргументы:
  • плотность населения (а вместе с ней количество транспортных средств);
  • экологическая транспортная нагрузка;
  • густота сети автомобильных дорог (требуется ремонт);
  • в северных регионах более восприимчивая (хрупкая) природа.
  • Студенты предполагали, что в регионах с большей плотностью населения и большим количеством автомобилей логично повышать ставку налога, так как автотранспорт оказывает негативное влияние на окружающую среду. Ему так же необходимы дороги, которые требуется содержать и ремонтировать, даже прозвучало географическое обоснование высоких ставок налога в Чукотском АО и ЯНАО – природа этих мет очень восприимчива к воздействию и долго восстанавливается, поэтому платежи выше, также в этих метах слабо развита сеть автомобильных дорог и возможно, бюджетные деньги пойдут на их строительство, которое в условиях распространения многолетней мерзлоты будет очень дорогим. Одной из первых тем при изучении дисциплины «Экономика» является тема «Экономические ресурсы». Прежде чем перейти к ее изучению, мы вспоминаем, в каких школьных курсах мы встречали это понятие. Что нам известно о ресурсах. Вспоминаем экологическую классификацию природных ресурсов, вспоминаем понятие «исчерпаемые ресурсы», от которого потом переходим к понятию экономических ресурсов и понятию их ограниченности. В качестве закрепления материала на занятиях я предлагаю студентам написать небольшое рассуждение по утверждению. Например, высказывание Махатма Ганди: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность»Безусловно, самой любимой темой в дисциплине «Экономика» является тема «Рынок труда. Безработица». Обучающие обладают достаточными знаниями в этой области, так как данный раздел включен в школьный курс, как географии России, так и обществознания. Своеобразным географическим элементом становится задание проанализировать данные на сайте Центра занятости Краснодарского края (kubzan.ru), и выяснить, какие профессии наиболее востребованы в нашем городе, крае, какие профессии являются самыми высоко оплачиваемыми и как специализация хозяйства города и края отражена в доступных для трудоустройства вакансиях. Конечно же, обязательным условием успешного трудоустройства является грамотно составленное резюме. Студенты учатся его правильно составлять, а также отвечать на вопросы вероятного работодателя при трудоустройстве. Еще одним элементом, где можно применить географические знания о хозяйстве своего региона и края, является изучение темы «Бизнес-планирование» при изучении дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» на 3 курсе. Перед защитой работ я прошу студентов обратить внимание на следующие моменты:
  • Изучить рынок (какие предприятия, выпускающие подобную продукцию, уже есть в нашем регионе/городе).
  • Оценить, составят ли они Вам конкуренцию?
  • Проанализируйте, кто будет являться для вашего предприятия поставщиком сырья?
  • Изучите рынок сбыта готовой продукции. Будет ли она актуальна в нашем городе/ крае?
  • Так мы закрепляем знания об особенностях экономики города Армавира иКраснодарского края, студенты могут спрогнозировать развитие в перспективе тех или иных отраслей. Но в отличие от школьного курса географии у студентов это уже практические знания о предприятиях, куда они могли бы трудоустроиться по окончанию техникума. Для оценки развития отрасли, в сфере которой студенты разрабатывают бизнес-планы своих предприятий на занятиях мы анализируем данные с электронных ресурсов , , . Одной из самых удачных находок, на мой взгляд, является применение географических знаний в преподавании дисциплины «Менеджмент». При выполнении заданий по разделу «Стратегический менеджмент» у студентов возникли проблемы. Тексты, характеризующие предприятие зачастую перегружены сухими статистическими данными, которые не мотивируют студента, а наоборот, часто приводят к нежеланию разбираться в больших объемах сложной информации. На одном из занятий студентам было предложено проанализировать представленную информацию и, выступая в качестве эксперта, провести разработку стратегического плана предприятия АО «Северсталь» по следующим этапам:1) определение целей организации; 2) анализ внешней и внутренней среды; 3) анализ стратегических альтернатив;4) выбор стратегии и тактики перспективного развития предприятия по основным видам деятельности (текст работы в приложении).Отдельные моменты этой работы некоторым студентам давались тяжело, пока нам на помощь не пришла карта «Черная металлургия России». Студенты очень быстро вспомнили с ее помощью основные факторы размещения комбинатов полного цикла, проанализировали преимущества и недостатки географического положения изучаемого предприятия, а также его основных конкурентов, приведенных в тексте для сравнения. Взяв за точку отсчета те знания, которые ребята приобрели на роках географии в школе, студенты быстрее сориентировались в сложностях экономического описания предприятия и все успешно справились с работой. В. Кротову принадлежат замечательные слова: «География – это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли» Они как нельзя лучше отражают важность межпредметных связей географии с экономикой. География сегодня уже романтическая наука открытий. Она характеризует современный динамично развивающийся мир, где должны быть созданы все необходимые условия для формирования у студентов новых базовых компетентностей. К ним можно отнести, навыки самообразования, умения применять современные информационные и экономические технологии в своей профессиональной деятельности, умения в группе либо самостоятельно разрешать сложные проблемы профессиональной деятельности, а самое главное, умение применить на практике уже имеющиеся знания из смежных областей. И почему-то мне верится, что решать данную проблему в обучении экономическим дисциплинам возможно, применяя межпредметные связи с географией.