Публикации "Методическая копилка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка
Автор: Пархоменко Марина Ивановна

Картотека игр по развитию связной речи по теме «ЗИМА»1 «Выпал беленький снежок» Цель: составить фразу, согласовывая существительные с прилагательными в роде, числе и падеже «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая). Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?Выпал беленький снежок -Собрались мы все в кружок,Мы потопаем, мы потопаем,Будем весело плясать,Будем руки согревать.Мы похлопаем, мы похлопаемЧтоб нам было веселее,Будем прыгать мы скорее.Мы попрыгаем, мы попрыгаем2 Составь предложения по картине «Зима».- Какое время года изображено?- Чем покрыта земля?- Какие деревья? Какие из них зелёные?- Какое небо?- Как сейчас греет солнце?- Какая зима пришла?- Чем замело всё вокруг?- Какие ударили морозы?- Чем покрылась река?3 Вставь вместо точек подходяще по смыслу слова.… холодная зима. (заехала, наступила, улетела)… сильные морозы. (ударили, упали, обожгли)Речка … льдом. (заснула, покрылась, открылась)4 «Составь предложения по двум опорным словам»Снегурочка – гостидети –маскарадёлка – подарки5 «Добавь слово»Учить распространять предложение определениями (Выпал белый, пушистый, искристый снег.).6 «Закончи предложение»Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления. 7 «Живые слова» (распространение предложения определениями с помощью вопросов и схем).1 слово – снежинки.2 слова – падают снежинки.3 слова – тихо падают снежинки.4 слова – тихо падают белые снежинки.5 слов – тихо падают белые, серебристые снежинки.(Дети считают количество слов в предложении.) 8 Вопросы на засыпку!- Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом?- Чего больше – снегопадов или снежинок?- Чего меньше – зим или зимних месяцев?- Объясни словечко:Телогрейка, треух, валенки;оттепель, заморозки, безветрие;ледостав, ледоруб, ледобур.9 Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадатьСижу верхом, не знаю, на ком. (Шапка)Чтоб не мёрзнуть, пять ребятВ печке вязаной сидят. (Варежки)10 Сравни!Зима и поздняя осень,перчатки и валенки.11 Вопрос на засыпкуЧто чаще бывает – зима или снегопад?12 Объясни пословицыВ декабре солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз.Декабрь год кончает, зиму начинает.Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.Зимой снега не выпросишь.Мороз не велик, да стоять не велит.В феврале зима с весной встречаются.13 Объясни словечкоПозёмка, горнолыжник, подлёдная (рыбалка), снеговик, снегоуборочная машина.Вопросы на засыпку!Что чаще бывает – зима или снегопад?Лыжник перегнал пешехода. Кто отстал? Кто впереди?14 «Бывает-не бывает».Зимой бывает снег. Зимой не бывает травы.Зимой бывает лед. Зимой не бывает зеленых и желтых листьев.Зимой бывают сосульки. Зимой не бывает луж.15 «Поэты» (И.Лопухина)Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …С неба падают пушинки серебристые …На дорогу и лужок осыпается …вот веселье для ребят все сильнее …Вот веселые деньки, все бегут играть ….Словно в белый пуховик нарядился …Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …А на ветку посмотри с красной грудкой …Словно в сказке, как во сне,Землю всю украсил ... 16 «Зимующие птицы» Чтение, ответы на вопросы, пересказПервый снегНаконец пришла зима. Ещё с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмотрелась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.Скоро проснулись тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться на родную поляну.Наелись тетерева берёзовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по лесу, покормятся – да и в снег отдыхать. Хорошо там!Вопросы: 1.Какое время года наступило? 2. О каких птицах говорится в рассказе? 3. Что сделали тетерева, когда проснулись? 4. А тебе какой лес больше нравится – зимний или осенний?17 Как помочь птицам зимой?Ребёнок придумывает сначала предложения, а затем и рассказ на данную тему (рассказ из личного опыта).18 Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадатьЧернокрылый, красногрудый,и зимой найдёт приютНе боится он простуды –с первым снегом тут как тут.(Снегирь)Всё время стучит, деревья долбит,Но их не калечит, а только их лечит. (Дятел)Озорной мальчишка в сером пальтишкеПо двору шныряет, крошки собирает.(Воробей)19 Расскажи о своей любимой зимующей птицеРазмер.Цвет оперения.Где живёт.Чем питается.20 Объясни словечкоКрасногрудый, перелётные, зимующие, кормушка, бескормица, черноголовый.Вопросы на засыпку!Ворона больше синицы. Кто меньше? Кто большой? Чего больше – птиц или перьев?21 Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадатьДве новые, кленовые подошвы двухметровые:На них поставил две ноги и по большим снегам беги.(Лыжи)Есть, ребята, у меня два конёчка, два конька.Спят всё лето напролёт, любят кони только лёд.(Коньки)Я катаюсь на нём до вечерней поры.Но ленивый мой конь возит только с горы.А на горку всегда сам пешком я хожуИ коня своего за верёвку вожу.(Санки)22 Что лишнее и почему?Лыжи, санки, коньки, василёк.Зима, весна, декабрь.Осень, зима, Рождество, весна.Лыжи, зима, санки, коньки.23 «Фантазёры»Содержание: детям предлагается придумать интересный рассказ по теме «Случай на катке», дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи