Публикации Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания
Автор: Ханиева Юлия Владимировна

Метапредметный подходв преподавании истории и обществознания Немного истории. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.В настоящее время в основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностная педагогика Василия Васильевича Давыдова. Подход Давыдова впоследствии был развит его учениками, коллективом ученых-разработчиков, который возглавляет доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО Юрий Громыко.Итак, что же такое метапредметность?"Мета"- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами.Метадеятельность это универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.Метазнания – это знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний (т.е. приёмы и методы познания) и о возможностях работы с ним.Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задачМетаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);-качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметовВведение метапредметного подхода в образовании - попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам XXI века, который характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарного взаимодействия. Примерами таких проблем могут служить выход из строя атомного реактора по типу Чернобыля, уничтожение таких заболеваний, как рак или СПИД, прекращение террористических войн, ликвидация последствий аварии, и т.д.…таким образом, метапредметный подход состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.Итак, как в своей работе я стараюсь внедрять метапредметность, какие формы и методы позволяют формировать Универсальные учебные действия обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:- Личностный- Регулятивный- Познавательный- КоммуникативныйДля формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю следующие виды заданий:участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.творческие задания : рисунок, кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… И так далее.            Правильно подобранные вопросы и задания помогают детям сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке. Какие же условия формируют познавательные универсальные учебные действия у школьника?Конечно, это Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, использование мультимедийных пособий. Уроки демонстрационного типа.Уроки компьютерного тестирования.Уроки конструирования, создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. как форма подготовки домашнего задания.Информационный поиск в сети Интернет.  Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.Умения и навыки, сформированные средствами ИКТ и перспективных образовательных технологий, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую оценку получает деятельность ребят по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические и обществоведческие знания, но и универсальные умения и навыки. Это говорит о том, что выпускник школы умеет быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет ему социализироваться в современном обществе.Для диагностики познавательных действий применяю контрольные работы по отдельным темам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений и т.п.Методы формирования и способы диагностики   регулятивных универсальных учебных действийВажнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки типа Что узнал? Что помогло в понимании?Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности могут стать способности:• выбирать средства для организации своего поведения;• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;• начинать и заканчивать действие в нужный момент;• тормозить ненужные реакции.  Диагностика регулятивных УУДДля диагностики предлагаются три вида универсальных умений и навыков: интеллектуальные (восприятие и интеллектуальная обработка информации, результативность интеллектуальной деятельности), организационные, коммуникативные (изложение собственных мыслей, ведение дискуссии, взаимодействие в группе).            Основным критерием сформированности коммуникативных действий становятся- желание вступать в контакт;- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. Это основные методы и приёмы по формированию Универсальных Учебных действий, которые применяю в своей практике. Вывод. Но тем не менее, применение учителем истории в своей работе современных методов обучения, разнообразных типов уроков способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Которые в свою очередь обеспечивают высокую успешность учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.          Современная школа должна готовить профессионалов XXI века –специалистов самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики.