Публикации
Программа на лето. Эстрадный вокал.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа на лето. Эстрадный вокал.
Автор: Проскурякова Екатерина Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа на лето. Эстрадный вокал.
Автор: Проскурякова Екатерина Вячеславовна
Содержание1. Пояснительная записка………………………………………………………...…32. Учебно–тематический план программы………………………………………....53 Содержание программы. ……………………………………………………….....74. Методическое обеспечение……………………………………………………..105. Список литературы………………………………………………………………111. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность: общеобразовательно общеразвивающей программы «Эстрадный вокал»: художественная.Уровень освоения программы: общекультурный.Данная программа предназначена для обучающихся (5-17 лет).Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит вокальному пению – на сегодняшний день основному средству массового приобщения обучающихся к музыкальному искусству. В объединении эстрадного вокала органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый обучающийся пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном. В условиях коллективного исполнения у каждого развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений обучающегося и коллектива. При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает обучающихся и усиливает их самооценку. Программа «В мире волшебства» рассчитана на обучающихся от 5 до 17 лет. Срок обучения – 1 месяц. Курс рассчитан на 40 часов в месяц, 10 часов в неделю, 2 часа в день.Цель программы: Повышение уровня вокального мастерства, развития музыкально-художественного вкуса. Задачи программы: Обучающие:Обучить вокальным навыкам Обучить принципам сценического поведения Обучить специальным знаниям, которые необходимы для вокально-исполнительской деятельности Развивающие:развить природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в вокально-эстрадном жанре развить творческий потенциал личности воспитанников развить познавательную активность и способность к самообразованию развить умения контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности Воспитательные:воспитать патриотизм, любви к Родине воспитать способности к сотрудничеству и взаимопониманию в творческой деятельности с другими воспитать в детях чувство собственного достоинства, гордость и скромность 2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1. Вводное занятие. Диагностика музыкально слуховых данных. Анатомия и гигиена голосового аппарата. (2 часа)Теория (1 час)- знакомство с вокальным искусством. - инструктаж правил по технике безопасности при работе с музыкальной электроаппаратурой. - знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков и основы профессионального владения им. - упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения.- возможности голоса, профессиональные сложности, с которыми сталкиваются вокалисты. Голосовой режим, уход за голосовым аппаратом, правильное питание.- основные характеристики голоса (глубина и объём; высота; полётность)Практика (1 час)- диагностика вокальных данных учащихся с помощью вокально-интонационных упражнений.Раздел 2. Устранение мышечных, психических зажимов. Формирование правильных установок и ощущений дыхания. (4 часа)Теория (2 часа)- освобождение учащегося от влияния внутренних психологических зажимов, опираясь на воображение, эмоциональность и чувство учащегося. - лекция на тему «Дефекты певческого звука».Практика (2 часа)- развитие мышечной рефлекторной памяти на основе упражнений самоконтроля и анализа. Упражнения на релаксацию, воображение.- работа над правильной осанкой, физическое осознание мышц позвоночника, Мышечные упражнения на расслабления, для снятия зажимов.- упражнения для правильного диафрагмотическо-межрёберного дыхания. Упражнения для активизации диафрагмы, развития плавного дыхания. Упражнения на внутриглоточную свободу.Раздел 3. Развитие вокально-слухового самоконтроля. Работа над координацией слуха, интонацией. (6 часов)Теория (2 часа)- умение контролировать своё пение с помощью слуха, мышц вокального аппарата, вибрационных и эмоциональных ощущений. - лекция на тему «Неумение проводить самоконтроль и его последствия»- неопределённая высота в момент пения, переход из одной тональности в другую, дыхание среди фразы, горловой «крикливый» звук.Практика (4 часа)- упражнения на выполнение самоконтроля с помощью слуховых ощущений. - упражнения на выполнение самоконтроля с помощью мышечных ощущений.- упражнения на выполнение самоконтроля с помощью вибрационных упражнений.- выявление влияния эмоций на формирование певческих навыков учащегося.- практическая работа в виде исполнения композиции, самоанализ выполненной практической работы.Раздел 4. Основные принципы пения в академической, речевой, эстрадно-джазовой манере. (8 часов)Теория (4 часа)- трансляция видеоматериала по многообразию техники вокала. Прослушивание композиций, исполненных в народной, речевой эстрадно-джазовой манере. (И. Кобзон, Л. Сенчина. А. Пугачева, Л. Долина, Валерия)Практика (4 часа)- анализ прослушанного и просмотренного материала.- практическая работа: исполнение композиций учащимися в данных направлениях, анализ.Раздел 5. Развитие вокально-технических и исполнительских качеств. (6 часов)Теория (2 часа)- артикуляция внутренняя- мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка. Артикуляция внешняя- губы, нижняя челюсть, кончик языка.Практика (4 часа)- упражнения на формирование вокальных гласных и их воздействие на дыхание.- упражнения для развития дикции. Практическая работа.Раздел 6. Выравнивание голоса (тембр), развитие чувства певческой опоры. (8 часов)Теория (2 часа)- ознакомление с понятиями и их значением (опора; полный голос; тембр)Практика (6 часов)- упражнения на одновременную работу грудного и головного механизмов голосовых связок. Упражнения на выравнивание гласных 2-х 3-х нотах. Связывание нот в интервале секунда на А, Е, И, О, У. Упражнения для выравнивания переходных нот тембрового единства.Раздел 7. Работа над сценическим образом. Постановка танцевальных движений. (6 часов)Теория (2 часа)- ознакомление с понятие хореография. Основные виды движений. Сценический образ.Практика (4 часа)- подбор движений под выбранную композицию, отработка номера.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫДанная программа предполагает различные формы проведения занятий. Это занятие-игра, беседа («Элементы творческого самочувствия», «Работа над сценическим образом»), репетиция («Индивидуальные занятия», «Работа над проектом песни»), контрольное занятие, аудиторное занятие, Так же возможны и такие формы, как концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.Организация деятельности учащихся на занятиях объединения «Эстрадный вокал» осуществляется через групповую и индивидуальную формы работы.На занятиях объединения применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала. Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия. К практическим методам обучения относятся тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 20045. Вопросы вокальной педагогики. – М., 19976. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.8. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.10. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.11. Усачева Н.П. «Палитра детских голосов» - М., 200612. Огородников А.Б. «Развитие муз.способностей у детей» - М., 2002Список литературы для педагогов1. Белоброва Е.Н. Техника эстрадного вокала.- М.:20092. Бергер Н.А. Сначала-ритм. Учебно-методическое пособие.-СПб.: Композитор, 20043. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 20044. Карягина А.В. Джазовый вокал: практическое пособие для начинающих.-СПб.: Лань, 20085. Лаптева Е.В. 600 упражнений для развития дикции.- М.:Профиздат, 20076. Кузьгов Р.Ж. Основы эстрадного вокала.-М.:Павлодар, 20127. Жаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. - М.:Книжкин Дом, 2006Список литературы для обучающихся1. Назарбаева С.А. «Путь к себе», А «Атамура»2. Битус А., Битус С. Певческая азбука ребёнка.-Минск: ТетраСистемс, 2007.3. Коннова Е.В. Джазовая азбука для начинающих: Учебное пособие, Уфа, Редакционно-издательский отдел республиканского учебно-методического центра по образованию, 2009.4. Пьянков В.Г. Песни и хоры для детей. –М., Владос, 2003.5. Васина - Гроссман В. Первая книжка о музыке - М.,1988г.6. Кончаловская Н.«Нотная азбука». Торг глобус 2004г.Список литературы для родителей1. Марченко Л.Ю. Лучшие детские песни о разном: вып.2, изд.2-е., -Ростов н/Д: Феникс, 2009.2. Сафронова О.Л. Распевки: Хрестоматия для вокалистов. 2-е изд., стер. –СПб.: Лань, 2011.3. Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966.4. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.5. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. – М., 1999.6. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002.7. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. – Ярославль, 2006;8. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.Список использованных интернет ресурсов.1. 2.3.