Публикации Игра как средство социализации дошкольника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как средство социализации дошкольника
Автор: Докина Екатерина Геннадьевна Якурина Марина Владиславовна

Игра как средство социализации дошкольникаАннотация: в статье описывается роль игры в социализации ребенка-до- школьника. Авторы анализируют и обобщают основные положения понятия феномена игры и функции игры, делают вывод о необходимости в дошкольных учреждениях педагогически выверенной организации процесса воспитания для эффективного и качественного формирования личности ребенка.Ключевые слова: игра, дошкольник, социализация ребенка, функции игры.Дошкольное детство является коротким, но очень важным, уникальным пе- риодом жизни человека. Это период активного освоения социального простран- ства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близ- кими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Детство – это такая пора, когда закладывается «фундамент» для дальнейшего развития. Человече- ство лишь постепенно пришло к осознанию ценности детства, как части челове- ческой жизни, а не просто ее преддверия. В это время ребенок приобретает пер- воначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться, складывается определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.По убеждению доктора психологических наук, профессора, специалиста в области психологии развития Д.И. Фельдштейна, дошкольное детство – это осо- бое целостное социальное явление, имеющее определенное временное притяже-ние. Это процесс постоянного и физического роста, накопления психических но- вообразований, освоения социального пространства и рефлексии на все отноше- ния в этом пространстве.Ребенок обладает своими специфическими человеческими правами, провоз- глашенными в Декларации о правах ребенка, принятой ООН. В числе прочих жизненных и социальных прав в Декларации, прописано право ребенка на игру – главнейшее условие психического, социального, физического его развития.Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего дея- теля происходит, прежде всего, в игре…»Анализ слова «игра» в русском языке весьма многозначен. Философы, ис- торики, психологи, педагоги изучают игру, ее место и роль в жизни человека, возможности эффективного использования для решения воспитательных и раз- вивающих задач. Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребенка, в которой закладываются основы будущей личности. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его глав- ного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.Согласно высказываний нидерландского философа Й. Хёйзинги, игра в чи- стом виде – это своеобразная академия жизни дошкольника, где происходит вос- питание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перераба- тывая и обобщая, все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собствен- ного опыта, и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распозна- вать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Изменение дет- ства в играх есть великое завоевание цивилизации.«Отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной», – это сказал Януш Корчака, польский писатель с мировым именем педагога и психолога. Из раскрытия понятия игры философами, историками культуры, просвети- телями, педагогами и психологами различных научных школ можно выделитьряд общих положений, которые отражают сущность феномена игры.
  • Игра – первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школь- ников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления ребенка.
  • Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межлич- ностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. На протяжении всей игры, познается и приобретается социальный опыт взаимоот- ношений людей.
  • Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их де- ятельности, в которой осознается и изучается мир.
  • Игра – многогранное понятие. Она означает знание, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к са- мим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра вы- ступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных воз- растов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ре- бенка и методом организации его жизни и не игровой деятельности.
  • Игра – свобода и самораскрытия. Продукт игры – наслаждение ее процес- сом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
  • Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, био- логического фонда.
  • Игра социальна по своей природе и является отраженной моделью пове- дения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем, практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка,
  • сферой неповторимой человеческой активности. Детская игра – явление универ- сальное, и дети в играх копируют окружающую жизнь, поэтому ее функции раз- нообразны. Одними из важных функций игры принято считать:
  • обучающая функция позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоения определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие;
  • воспитательная функция позволяет выявит индивидуальные особенно- сти детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников;
  • развивающая функция заключается в развитии ребенка, коррекции того, что в нем заложено и проявлено;
  • коммуникативная функция состоит в развитии потребности обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую активность;
  • развлекательная функция способствует повышению эмоционально-поло- жительного тонуса, развитию двигательной активности;
  • релаксационная функция заключается в восстановлении физических и ду- ховных сил ребенка;
  • психологическая функция состоит в развитии творческих способностей детей.
  • При таком разнообразии функций, игру следует включать в учебный про- цесс, так как она хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.На протяжении всего дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Начинается все с простейших манипуляционных игр с предме- тами, ознакомления с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактиче- ские игры.В статье Т. Репиной «Воспитатели и дети», игра предстает своеобразным способом размышления ребенка о действительности. Это означает, что, экспери- ментируя, ребенок строит свой, в чем-то новый образ мира. Поэтому рекомендо- вано не допускать авторитарность воспитателя в руководстве этой творческой деятельностью и тем самым препятствовать развитию ребенка.Сложилось мнение, что непонимание некоторыми воспитателями и уче- ными, которые разрабатывают теорию игр, ее развивающей ценности, прежде всего, как самостоятельной деятельности, открывающий простор детскому твор- честву, фантазии, ведет к резкому снижению интеллектуальной активности де- тей. Педагогам необходимо отбросить бытующее в наше время навязывание де- тям формальных приемов и навыков игры, диктовку ее темы и условий, распре- деление ролей.Приходя к выводу, что социализация дошкольников осуществляется через игру, следует обратить внимание на то, что весь процесс игры происходит и начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организо- ванного воспитания. То есть «навязывание» педагогами игры не только не со- здает развивающей атмосферы, но и действует крайне отрицательно на развитие ребенка в целом.Одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм и мастерство воспитателя, но происходит и развитие инициативы и творчества до- школьников, является педагогическое руководство игрой.Отсюда следует, что одним из основных средств социализации дошкольни- ков является игровая деятельность. Ведь «игра, это жизненная лаборатория дет- ства, дающая тот аромат, ту атмосферу жизни, без которой эта пора была бы бес- полезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного ма- териала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» (С.Т. Шацкий).