Публикации ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Автор: КОСТЯКОВ Олег Степанович

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСАннотация: В статье рассматривается проектная деятельность на уроках истории и обществознания как условие результативности ФГОС. Даются методические рекомендации на основе обобщения опыта работы учителя истории и обществознания. Уроки истории и обществознания базис школьного гуманитарного образования. Современный мир тонет в многообразных формах информации, предоставляя массу различных вариантов исторических фактов и явлений из самых разнообразных источников. Однако даже педагог не всегда способен разобраться в подлинности этих источников, что уж говорить об обучающихся. В современной геополитической ситуации мы можем наблюдать, как некоторые зарубежные средства массовой информации пытаются жонглировать историческими фактами в своих интересах, используя их против других стран и ставя под сомнение достоверность этих самых фактов или отрицая их вовсе. Известно, что история наука, наиболее подверженная влиянию внешних факторов. Обучающийся, имея постоянный, открытый доступ к информации в XXI веке, рискует получить ненадежную информацию о прошлом и поддаться её негативному влиянию. Поэтому именно на плечи преподавателя истории и обществознания ложится ответственность за предоставления реальной и достоверной информации об исторических процессах, происходивших в отечественной и зарубежной истории.На это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) истории и обществознания. Учитель истории и обществознания должен учесть все особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС. Данный стандарт имеет своей целью:
  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • доступность получения качественного основного общего образования; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
  • духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья;
  • развитие государственно-общественного управления в образовании;
  • формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  • создание условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. 
  • Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по истории и обществознания:
  • Личностные. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • Метапредметные. Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • Предметные. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфического для данной предметной области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, её преобразование и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
  • Исходя из личного опыта, хочу сказать, что именно проектная деятельность отвечает всем заявленным выше требованиям. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, видами той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. В основе проектной деятельности лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его практическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически актуальной проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной действительности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой данные из разных областей знания, умению прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся, будь она индивидуальной или парной, которую обучающиеся осуществляют в течение заданного промежутка времени. Этот метод органично сливается и с групповыми методами. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то заданной проблемы. Решение проблемы определяет, с одной стороны, использование совместных разнообразных методов, средств обучения, а с другой – предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть практико-ориентированными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о проектной деятельности как о педагогической технологии, то эта деятельность предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.На мой взгляд, самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап, к которому относится выбор темы для проектной деятельности.Условиями успешности проектной деятельности является:
  • четкость и актуальность постановки цели и задач проекта;
  • определение планируемых практико-ориентированных результатов;
  • констатация исходных данных.
  • Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта для обучающихся от педагога, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.При введении в образовательный процесс проектной деятельности меняется функция учителя. Из носителя готовых фактических знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской и практико-ориентированной деятельности обучающихся. Изменяется и психологический климат в образовательных учреждениях, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и учебу детей на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, отдавать приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, возможные сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах учителем.Следует остановиться и на общих подходах, применяемых к структуре проекта:1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников и актуальности.2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблемных ситуаций, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.4. Самостоятельная работа участников проекта, соответствующая их индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.6. Защита проектов, подведение итогов.7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.Практическое применение элементов проектной технологии.Суть проектной методики заключается в том, что ученик должен сам активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применения для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, учащийся приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:
  • Коммуникативно-направленная;
  • Предполагает выражение обучающимися собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;
  • Особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности учеников на уроках истории и обществознания;
  • Предполагает цикличность учебного процесса.
  • Поэтому как элементы, так, собственно, и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, основанная на методе подготовки и защите проекта по определенной теме. За несколько недель учащимся поясняется тема и актуализация проблемы, которая состоит из следующих элементов:
  • Исторический анализ проблемы;
  • Выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы;
  • Разделение изучаемой темы на отдельные вопросы;
  • Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы;
  • Выдвижение гипотезы по решению проблемы в определенных исторических условиях.
  • Суть дискуссии состоит в том, что в результате исследования темы и выявления трудностей ее решения учащимися в ходе спора намечаются возможные попытки выхода по разрешению проблемы, и они обсуждаются в ходе дискуссии.Так, в 10-ом классе был проведен урок по теме: «Иван Грозный: жесткий диктатор или искусный реформатор?», в которой были использованы элементы проектной деятельности. Учащимся было предложено проанализировать две проблемные ситуации, касающиеся итогов правления Ивана Грозного:
  • доказать гипотезу «Иван Грозный: жесткий диктатор»;
  • доказать гипотезу «Иван Грозный: искусный реформатор».
  • Были созданы две исследовательские группы, которые подготовили и защитили проект по каждой гипотезе. В ходе дискуссии, обучающиеся сделали обобщающий вывод, касающийся деятельности Ивана Грозного и определили его роль в истории Другой вариант применения проектных технологий непосредственная разработка и защита индивидуальных проектов по выбранной теме. Так, в 10 классе после изучения тем, касающихся внутренней и внешней политики Ивана Грозного, ученикам было предложено разработать исследовательские проекты по следующим темам:
  • «Иван Грозный: насколько успешен западный фронт внешней политики;
  • «Иван Грозный: насколько успешен восточный фронт внешней политики;
  • «Иван Грозный: опричнина и земщина».
  • Цель: систематизировать знания учащихся по теме «Деятельность Ивана Грозного», повысить мотивацию к обучению и практико-ориентированость заданной темы.Задачи:- помочь учащимся осмыслить роль субъективного фактора в истории;- развивать аналитические навыки и навыки критического мышления;- помочь в освоении новых форм поиска, обработки и анализа информации, интерпретации результатов;- содействовать развитию коммуникативных умений и навыков;- вызвать чувство гордости за свою страну;- содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.Тип проекта – информационно-исследовательский.Авторы проекта – рабочие группы учащихся 10 класса.Возраст участников проекта – 15-16 летВремя работы над проектом – 1 месяц.Итоговый продукт деятельности – стендовый доклад, макет.   Этапы работы над проектомИспользуя данную технологию, учитель позволяет учащимся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и указывать на возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Проектный метод в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива внеурочной системе. Современный проект учащегося это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.Проектная деятельность – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Педагогические работники через данную технологию готовят ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Ведь работодатели заинтересованы в таком работнике, который:- умеет самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);- обладает критическим и творческим мышлением;- владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний.Список литературы:
  • ФГОС среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413.
  • В. Н. М. «Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС. Методическое пособие». Владос., 2018 г.
  • Комарова И. В. «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС». Каро., 2017 г.
  • Усенко С. С. «Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как основа достижения результативности ФГОС». Статья. 2017 г.