Публикации
Для начинающих 44-ФЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Для начинающих 44-ФЗ
Автор: Рябушева Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Для начинающих 44-ФЗ
Автор: Рябушева Ирина Анатольевна
Для начинающих 44-ФЗСодержание:Кто может участвовать в госзакупках. Дополнительные требования к участникам госзакупке. Предпочтения участникам. Виды закупок. Электронные торговые площадки для госзакупки. Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств. Снижение начальной цены контракта на 25%. Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры, от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.Кто может участвовать в госзакупкахВ закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, а также бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели (ИП). В закупках не могут участвовать организации, физические лица или ИП, которые- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства. Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов. Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки. Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи). Являются офшорной компанией. Входят в реестр недобросовестных поставщиков. Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ. Участник должен подтвердить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.Дополнительные требования к участникам госзакупкеЗаказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и т.д. Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ № 99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку - прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.Участник должен иметь подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливаются, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.Предпочтения участникамНекоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Виды закупокГосзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:открытый конкурс конкурс с ограниченным участием электронный аукцион двухэтапный конкурс электронный аукцион запрос предложений запрос котировок закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок. Таблица 1.Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с государственной тайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.Электронные торговые площадки для госзакупкиВсе закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, ТЭК-Торг, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, Заказ РФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ.Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в Единой Информационной системе (ЕИС), отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательствПри подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): Если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК Если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение от 0,5 до 5% НМЦК. Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.Банковская гарантия — это один из способов обеспечения исполнения обязательств, при котором банк или иное кредитное учреждение, выдает по просьбе должника письменное обязательство уплатить кредитору денежную сумму при предоставлении им требования об её уплате. Банковская гарантия - это когда банк обещает, что заплатит деньги, если вы нарушите свои обязательства. Банковская гарантия необходима в коммерческих сделках, в государственных закупках, для налоговой инспекции, а также при возврате НДС и получении отсрочек по налогам, для таможни при импорте товаров. Участников процесса называют гарант, принципал и бенефициар. Гарант - это тот, кто выдаёт гарантию, то есть банк. Принципал - это тот, кто берёт у банка гарантию для обеспечения своих обязательств. Бенефициар - тот, кому банк заплатит деньги, если принципал не выполнит обязательства.Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.Снижение начальной цены контракта на 25%Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры (комплекс мер против тех, кто не любит честной игры. Демпинг приносит безусловный вред, как подрядчикам, так и заказчикам):В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта, увеличенное в 1,5 раза. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки. Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. Реестр недобросовестных поставщиков (это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок).Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование. После завершения опроса рынка, необходимо провести проверку каждого поставщика. В Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), указаны фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) также включаются фамилия, имя, отчество управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица).Причины, почему победитель закупки может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ:Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком. Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту. Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков. Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой. Если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в Реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) можно оспорить в судебном порядке.Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно запомнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).Закон № 44-ФЗ устанавливает строгие правила проведения госзакупок. За их нарушение заказчика привлекут к ответственности: от дисциплинарной до уголовной (статья 107 44-ФЗ). Чаще всего к госзаказчикам применяют денежное наказание. От них требуют выплатить административный штраф (фиксированная сумма) или пени (плата за каждый день просрочки). Штрафы по 44 ФЗ периодически подвергаются изменениям, необходимо следить за актуальностью данных.Если заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке, он обязан взыскать с поставщика неустойку (при ее наличии). Причем начислить неустойку нарушителю нужно до даты расторжения контракта, то есть до того, как обязательства прекратились. Об этом сказано в пунктах 3, 10 постановления Пленума ВАСРФ от6июня 2014 год. Вопрос в том, до какого дня считать просрочку. Если контрагент выполнил обязательство, датой окончания просрочки будет дата акта приема-передачи товара, оказания услуг, выполнения работ. Но как быть, если контрагент не выполнил условия контракта, а вам необходимо выставить счет на уплату неустойки. Тогда датой окончания просрочки необходимо считать день, когда выставляется счет. Кроме того, вы вправе потребовать от контрагента возместить фактически понесенный ущерб, согласно (часть 23 статья 95 Закона 44-ФЗ).Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует весь комплекс отношений между заказчиком и поставщиком товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений начиная с этапа планирования закупок. ФЗ-44 устанавливает единый порядок процедуры размещения заказа на всей территории РФ, а также устанавливает способы определения поставщика и процедуру заключения государственных и муниципальных контрактов. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, в случае, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика ценностей, доходов в виде денег, и т.д., в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.