Публикации Особенности детей с задержкой психического развития

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности детей с задержкой психического развития
Автор: Анна Александровна Катасонова

Разработано педагогом-психологом МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №182» г. МагнитогорскаКатасоновой А.АОсобенности детей с задержкой психического развитияКак правило, задержка психическогоразвития выявляется в дошкольном и младшемшкольном возрасте, когда ребенок сталкивается с необхо- димостью запоминать много информации, выстраивать логические цепочки и концентрироваться на каком- то одном занятии.Это вызвано в основном медленным созреванием центральной нервной системы, поэтому при своевременной коррекции дети с ЗПР догоняют своих сверстников и могут учиться в обычной школе.Процесс коррекции – сложный, тонкий и длительный. Его основа –доверительные отношения с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. Родители должны хорошо понимать, как чувствует, думает, живет их ребенок, чтобы оказать ему необходимую помощь, правильно выстроить распорядок дня, занятий и т.д.Особенности развития познавательной сферыИз-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы и т.д.При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается.Чтобы сделать занятия в детском саду и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок выполняет задания не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, телевизора и т.д.Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный материал, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать задание, он путает слова и т.д.Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При еевоспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на занятиях по математике.Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда.Особенности эмоционально-волевой сферыЗПР особенно сильно влияет на способность ребенка управлять своими действиями, эмоциями, поведением. Он буквально находится в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:
  • постоянныерезкиеперепады настроения;
  • частые проявления агрессии;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • недостаточная сформированность самосознания;
  • не желание что-либо сделать;
  • неспособностьк
  • самостоятельным действиям;
  • гиперактивность;
  • нередко совершает поступки, находясь в сильном возбуждении, в состоянии аффекта.
  • В силу того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, с трудом различает эмоции, он не может выразить собственные переживания, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не в состоянии идентифицировать эмоции у других людей.Ребенок с ЗПР часто ищет себе «наставника», авторитетного ровесника или взрослого, к которому он сильно привязан и которому во всем стремится подражать. В то же время ЗПР мешает ребенку выстраивать нормальные взаимоотношения со сверстниками: он неохотно идет на контакт.Особенности учебной деятельностиПри обучении детей с ЗПР необходимо учитывать следующее:
  • они охотно принимают помощь;
  • занятиенужномаксимально разнообразитьспомощью дидактическихматериалов, дополнительных упражнений и физкульт- минуток;
  • они лучше понимают сказанное, благодаря картинкам и наглядным пособиям и многократному повторению;
  • они могут уловить сюжет, понять и решить задачу, что-то запомнить.
  • Ребята с ЗПР обычно очень активны в начале обучения. Могут работать вместе с другими детьми, но быстро устают, и их познавательная активность резко снижается. Они начинают вертеться, отвлекаются, поэтому у них возникают серьезные пробелы в знаниях.Дети, у которых выявлена задержка психического развития, могут в дальнейшем обучаться в обычной школе, если данное нарушение не приобрело запущенную форму или не вызвано тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы. Поэтому при выборе между обычной школой и коррекционной, родителям необходимо ознакомиться с рекомендациями психолога, дефектолога и невролога, которые занимаются с ребенком.Рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития
  • Успех коррекционно-развивающей работы во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе родителей, воспитателей, учителя-дефектолога и педагога-психолога.
  • У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
  • Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
  • Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
  • Время занятий (15 20 минут) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  • Занятия должны носить занимательный характер.
  • При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
  • Занятия должны быть регулярными.
  • Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  • Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.
  • Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
  • Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
  • Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
  • Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей.