Публикации ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ.
Автор: Светлана Ивановна Литвинова

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ. Математические знания во все времена были необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой. Однако в последние годы математика всё чаще стала проникать в области традиционно «нематематические» – управление государством, медицину, лингвистику, психологию и другие. В наше время математическое образование необходимо для успешной профессиональной деятельности. К сожалению, традиционное обучение математике не позволяет обучающимся успешно адаптироваться в современном мире. Поэтому в последние годы особое значение в обучении математике приобретает системно-деятельностный подход. Главная роль отводится формированию ключевых компетентностей обучающихся: предметных, метапредметных, личностных. Важной составляющей математической компетентности обучающихся является сформированность универсальных учебных действий (УУД). «Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться». В основу формирования УУД положена концепция структуры динамики психологического возраста и теория задач развития, описанные Л. С. Выготским и Р. Хевигхерстом. В своей педагогической деятельности формирую следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные универсальные учебные действия определяются как «действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся». В процессе самоопределения ученик решает две задачи: построение индивидуальных ценностей, смыслов и построение жизненных планов в перспективе. «Действия смыслообразования – действия, направленные на установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом»2, продуктом обучения и значимостью этого продукта. Регулятивные универсальные учебные действия – действия, направленные на организацию учебной деятельности обучающихся. К ним относятся: целеполагание (постановка целей и задач своей деятельности), планирование (разработка плана своих дальнейших действий), прогнозирование (прогноз результата), контроль, оценка (оценка деятельности). К познавательным универсальным учебным действиям относятся общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы. К познавательным действиям можно отнести поиск и систематизацию информации по проблеме, моделирование объектов и способов возможного решения проблемы, осуществление планируемых шагов для достижения сформулированных целей, выбор наиболее эффективных средств и способов решения поставленных задач и т. д.Коммуникативные универсальные учебные действия – действия, позволяющие обучающимся не только гибко адаптироваться в системе межличностных отношений «ученик – ученик», «ученик– учитель» и др., но и самому строить эффективное партнёрское сотрудничество для достижения целей. К этому виду УУД относятся: планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний, умение разрешать конфликтные ситуации и т. д. Успешность формирования УУД зависит от многих факторов, один из них: благоприятная развивающая среда, созданная учителем. Главная задача учителя – «организация условий, инициирующих детское действие, позволяющее ребёнку качественно развиваться». Считаю, что использование метода проектов в обучении математике позволяет создать наиболее благоприятную развивающую среду для каждого обучающегося и успешно формировать УУД. Среди всех современных технологий обучения именно технология проектного обучения позволяет сочетать все виды УУД наиболее гармонично на каждом этапе проектной деятельности обучающихся. На организационно - подготовительном этапе формируются личностные и регулятивные УУД. Совместно с учениками осуществляем выбор тем проектов, определяем цели исследований, намечаем предварительный план, некоторые методы и приемы исследования. Основными критериями выбора тем являются: - индивидуальные особенности обучающихся, практическая, социальная значимость проекта, воспитательный потенциал проекта, связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации предметных и метапредметных связей, а также наличие у обучающихся необходимых знаний и личного опыта. На втором – поисково-исследовательском этапе обучающиеся осуществляют сбор и анализ информации, структурируют ее, моделируют изученное содержание, разрабатывают программу исследования, проводят анализ выполненной работы, формулируют выводы, готовят презентации результатов исследований. Таким образом, формируются познавательные УУД. А также регулятивные и коммуникативные УУД, так как обучающиеся сами организуют, планируют, контролируют и корректируют свою деятельность. На третьем - информационно – презентативном этапе формируются личностные, регулятивные УУД. Обучающиеся представляют свои результаты, продукт проекта, выполняют его оценку и самооценку своей работы (рефлексию). Защищая проект, ученики реализуют свои творческие способности, корректируют оценку успешности его выполнения. Защита проектов происходит на уроке, школьной конференции. Педагогическая работа в рамках технологии проектного обучения позволяет мне, как учителю, раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка, усиливать волевую саморегуляцию слабых учащихся, создавать ситуацию успеха, повышать не только мотивацию обучения, но и качество математического образования. Главная ценность- метод проектов делает обучение математики  осмысленным, повышает значимость решения учебных задач, связывает их с реальными жизненными целями и ситуациями, развивает умение учеников быть конкурентно способными в жизни. В процессе работы над проектом происходит развитие и становление личности учащихся с помощью формирования универсальных учебных действий. Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный потенциал математики. Ведь с помощью универсальных учебных действий дети смогут разумно строить отношения с природой и социумом, оценивать последствия, риски принимаемых решений в различных жизненных ситуациях.Список использованной литературы.
  • Л. П. Кезина, А. А. Кузнецов и др. ФГОС общего образования. Окончательный вариант Москва- 2010 г.
  • А. Г. Асмолова Учебные действия в основной школе: от действия к мысли. М.: «Просвещение» - 2012г. 67 стр.
  • Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. М.: «Просвещение» - 2011. 135 стр.