Публикации ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Автор: Тарлыкова Алена Анатольевна, Рудь Наталья Анатольевна, Антипкина Наталья Павловна

ПОНИМАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯТарлыкова А. А. МБОУ СОШ №73 им. А. Ф. Чернонога, г. ВоронежРудь Н. А., Антипкина Н. П., МБОУ СОШ с УИОП №8, г. ВоронежВ начале лета в жизни учителей выпускных классов происходит важное событие – расставание с учениками. С детьми, совместно с которыми пережито плохое и хорошее, которые так быстро повзрослели на глазах. Для классного руководителя - это сложная работа по организации взаимодействия между администрацией школы, обучающимися и их родителями, требующая терпения, внимания и душевных сил. Подбодрить, успокоить, напомнить, придержать и поддержать. А за выпускным балом и долгожданным отпуском следует волнительное и важное событие – знакомство со своими новыми подопечными. Переключаться с выпускников на пятиклассников бывает сложно, но именно в этот момент «открываются глаза» и становится понятно, что к тебе пришло совсем другое поколение с неизвестными тебе увлечениями, виденьем мира, привычками. Те методики и технологии, которые были так эффективны с предыдущим классом, уже не подходят, нужно искать новые способы для решения воспитательных задач. Одна из них — научить детей слушать, и, главное слышать себя. А это возможно только тогда, когда ты слышишь их сама. Важно суметь зацепить детей, увлечь, показать, что тебе интересны и понятны их заботы, опасения и увлечения. Как же понять, чем отличаются нынешние подростки от своих сверстников предыдущих поколений?Ответ на этот вопрос попробовал получить Сбербанк. Он провел совместно с агентством Validata исследования молодежи еще в конце 2016 года. Были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, 5 фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России, а также экскурсии (например, в Барнауле и Саратове). Результатом стал отчет о жизни современной молодежи. В обзоре представлены такие аспекты жизни молодых людей, как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установка и ценности, фрустрация и страхи, ожидания от будущего. [1]Исследование не совсем новое, но мы считаем, что и родителям, и учителям следует учитывать полученные результаты при общении с современной молодежью. Давайте посмотрим, что выяснили специалисты и каким образом это может повлиять на подходы педагога.Первое и очевидное – обработка информации. Часто говорят о «клиповом мышлении» нового поколения. «Средний период концентрации представителя поколения Z на одном объекте — восемь секунд. Информация потребляется маленькими, «перекусочными», порциями, при этом иконки, смайлики и картинки часто заменяют текст». [2] И мы должны понимать, что длинные монотонные беседы не будут восприниматься нашими учениками. А презентация с яркими картинками, короткие видео скорее найдут у них отклик и лучше запомнятся. «Быстро меняется мода, отсутствуют постоянная лояльность брендам и стилям одежды, «обязательные списки» в музыке или кино». [2]Мы замечаем, что отношения родителей и детей тоже изменились. Грамотные родители, знакомые с рекомендациями психологов, чаще, чем раньше, стараются договориться с детьми, объяснить мотивы своих требований. Физические наказания в семьях перестали быть нормой и вызывают общественное порицание, если о них становится известно окружающим. В исследовании отмечено, что «родители выстраивают партнерские отношения с детьми, руководствуются принципом «не ругать за плохое, а хвалить за нормальное». С другой стороны, зачастую возникает явление «гиперопеки», когда дети вырастают, не сталкиваясь с бытовыми заботами и трудностями. Соответственно, дети чаще отзываются о родителях « с нежностью и теплом». [2] При этом молодое поколение не имеет навыков решения элементарных бытовых проблем. В нашей практике встречались подростки, затруднение у которых вызывала покупка продуктов в магазине (бабушка сломала ногу и не могла заниматься хозяйством). Стирается конфликт поколений – это положительный момент. Но одновременно можно отметить снижение абсолютного авторитета взрослых (родителей, педагогов, пожилых людей). Современные подростки спокойно общаются со взрослыми на равных, называют по именам людей намного старше себя. Причины сложившихся тенденций очевидны. Современные дети умеют делать то, что не умеют делать знакомые им взрослые и разбираются в отдельных вопросов лучше своих «наставников». Речь идет, в первую очередь, о мире гаджетов и соцсетей. Многие из нынешних подростков научились находить информацию в смартфоне раньше, чем заговорили. Их называют «аборигенами цифрового мира», ведь они в нем родились и взрослеют, а взрослые здесь осваиваются, как «экскурсанты» или «переселенцы». Нам кажется, что эта информация очень полезна для педагога. Так же, как и родители, мы стараемся создавать ситуации успеха для каждого, гораздо сдержаннее не ругаем, а критикуем за ошибки и проступки. Не требуем, а просим. Стараемся не обременять физическим трудом и с удивлением наблюдаем, с какой охотой дети наводят порядок в кабинете или сажают цветы на пришкольном участке. Этим летом во время каникул пятиклассники совершенно добровольно приходили в школу помогать классному руководителю приводить в порядок кабинет. Им было интересно. Награда – чаепитие и болтовня. Возможность сократить дистанцию, сблизиться с взрослым человеком, с классным руководителем. Анатолий Гин на своих лекциях говорил, что дети будут общаться с тем взрослым, который что-то из себя представляет, является сильной, разносторонней, интересной личностью. С тем человеком, который выслушает и поймет. И вот здесь добавляется отличие одного поколения от другого. Особенности общения в социальных сетях, популярная музыка, Tik Tok, модные слова, то, что важно для подростков, большинство взрослых игнорирует. И если учитель понимает, о чем разговаривают подростки, из-за чего переживают, это сильно повышает его статус в их глазах. Мы не призываем коллег подражать тиктокерам и разговаривать со школьниками, используя сленг. Мы говорим о том, что если мы хотим понимать подростков, значит, нужно познакомиться с их миром, с их языком, а не делать вид, что всего этого не существует. Пример из практики: на новогоднем празднике во время конкурса нужно было угадать мелодию из песни. Мы взяли как классику, знакомую всем с рождения, так и несколько современных песен, популярных в Tik Tok. Подростки радовались любимым песням. В возможности «добавиться в друзья» в социальной сети дети не видят ничего дурного. Конечно, это накладывает на учителя дополнительную ответственность и ограничения. На наших страницах в соцсетях размещается «тщательно просеянная информация». Исследователи выяснили, что современные подростки плохо переносят одиночество, стремятся к взаимодействию, ценят качества, помогающие общаться. Музыка или кино не объединяют и не разграничивают современных подростков. Факторов, которые их объединяют, они не замечают (для них «типично тотальное следование рекомендациям онлайн-СМИ» [2]) и уверены в собственной исключительности.Для взрослых одной из самых «неудобных» тенденций при работе с современной молодежью становится разрушение понятных предыдущим поколениям стереотипов об успешности, о гендерной роли. «Модель постепенного движения к успеху повредилась». [2] Мы стараемся внушить ребенку, что для того, чтобы стать успешным, нужно старательно учиться, много работать, это даст возможность построить карьеру, заработать деньги, хорошо обеспечить свою семью. И наши воспитательные беседы обычно именно на это направлены. «Ты плохо учишься – ну что ж, дворники тоже нужны»; - рисуем мы нерадивым школьникам печальные перспективы. А они в них не верят. Жизнь быстро меняется, полтора года в мире с короновирусом на наших глазах разоряется успешный бизнес. А слава, успех и деньги внезапно обрушивались на тиктокеров, которые ничего особенного для этого не делали. Гендерные роли тоже смешиваются (женщина не обязана быть хорошей хозяйкой, а мужчина добытчиком). И у детей постепенно формируется желание противостоять взрослым, которые в нынешней жизни ничего не понимают. А к чему же они стремятся, современные подростки? О чем мечтают? Как и все люди, они мечтают о счастье. А счастье, как сказал Аркадий Гайдар, все понимают по-разному. И для наших юных учеников быть счастливым – это значит получать удовольствие от жизни. «Установка на гедонизм», поиск собственного пути, который позволяет получать максимум удовольствия от жизни. Если он приводит к трудностям, это значит, что путь, который они выбрали, неверный. Работа в понимании молодежи «должна быть в радость и, конечно, приносить доход, но не отнимать много времени». [2] Это время можно и нужно потратить на удовольствия, на развлечения, на семью, которая имеет большую ценность. Богатство, статус, престижная работа, карьера значат для подростков гораздо меньше, чем для их родителей и учителей. Представляете, какими смешными и отставшими от жизни мы кажемся им, когда призываем учиться на пределе своих сил и возможностей ради призрачной карьеры? Как подобрать слова, которые смогут вдохновить на учебные и трудовые подвиги? Нам кажется, что здесь помочь сможет только волшебное слово «самореализация». Ведь это то, к чему нужно стремиться их поколению. Не баллы ЕГЭ, не престижный вуз, а возможность проявить себя, раскрыть свой потенциал становятся двигателями для развития подростка. Тем более, что «быть умным» модно. Это путь к популярности, а эта ценность важна подросткам. И учитель получает возможность направлять воспитательный процесс, опираясь на эти понятия.А что говорят исследователи о страхах молодежи? Подростки боятся ошибиться в выборе своего пути. [2] Родители в большинстве своем стараются не навязывать свое мнение детям, чтобы в будущем их не упрекали. Но тем самым они лишают детей помощи в действительно важном вопросе. А еще дети боятся допустить ошибку, так как это разочарует родителей, которые так верят в него. В чем же заключается ошибка в выборе пути, по мнению молодых? Оказывается, в обыденности и рутине. Вот и противоречие: с одной стороны, хочется сильных эмоций и ярких впечатлений, с другой стороны – спокойствие и комфорт, семья и друзья. Жизнь меняется сейчас настолько быстро и непредсказуемо, что «для молодежи характерен минимальный горизонт планирования». События последних месяцев наверняка усиливают эту тенденцию. Мы учеников учим планировать свою жизнь и поэтапно воплощать эти планы. А разрушение этих планов разочаровывает. И ведь оно обязательно случается. Какие варианты мы можем предлагать для смягчения этих страхов? На наш взгляд, эффективной мерой может служить активное участие школьников в самых разнообразных мероприятиях – конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Сейчас в нашей стране у школьников очень много возможностей проявить себя не только в школьной жизни. Но не все об этих возможностях знают и еще меньше семей этими возможностями пользуются. А ведь даже участие, не принесшее победу, дает возможность ощутить яркие эмоции, познакомиться с интересными людьми, проявить себя. Один из примеров – конкурс «Большая перемена». Ученики могут попробовать разработать проект, который реально воплотить в жизнь, собрать свою команду, найти экспертов или спонсоров. Те, кто дойдет до полуфинала или финала, смогут побывать в Артеке или других крупных лагерях, поучаствовать в мастер-классах или мотивационных встречах с успешными людьми. При этом за подростками – наставники и семья, его безопасность и комфорт обеспечиваются специалистами. Появляется возможность не только заявить о себе, проявить себя в деле, но и заработать с помощью собственных способностей совершенно реальные деньги. По сути, выбор пути можно попробовать осуществить и в 8 классе. А если случилось разочарование, поменять вызов на следующий год. И будущее ребенка в меньшей степени зависит от баллов ЕГЭ, а в большей – от его личностных качеств. Их можно развивать, «прокачивать». Наставник может посоветовать активнее участвовать в организации каких-либо мероприятий, если нужно развить лидерские качества, поискать для ученика возможность публичных выступлений, если он неуверенно говорит. Жизнь конкурсантов наполняется значимыми событиями, уход от обыденности очевиден. Согласимся с тем, что не все школьники (и учителя) любят участвовать в конкурсах, в том числе и в «Большой перемене». Ведь это трудно, требует времени, самоотдачи, интеллектуального и эмоционального напряжения.Но двигаться вперед, даже если трудно и лень, выходить из зоны комфорта нужно именно для того, чтобы раскрыть свой потенциал, чтобы реализоваться. Есть ребята, которые сами это понимают, их нужно поддержать советом, предложить им участие в перспективном мероприятии. На других подростков приходится «давить», убеждать их в необходимости деятельности. И в том, и в другом случае эффективнее будет тот педагог, который лучше понимает внутренние и внешние мотивы подростков и аргументы которого вызывают доверие. И эффективность педагога, в особенности классного руководителя, может расти за счет знакомства с контентом, который значим для нового поколения и принятия их особенностей и ценностей.Источники информации:
  • Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи - [электронный ресурс] — Режим доступа. —
  • Петрова М. 30 фактов о российской молодежи. - [электронный ресурс] — Режим доступа. —