Публикации МЕЖРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕЖРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
Автор: Болдырева Анна Владимировна, Некипелова Светлана Викторовна

Болдырева Анна Владимировнаучитель истории и обществознанияМБОУ «СОШ № 8»г. Астрахань, Астраханская областьНекипелова Светлана Викторовнаучитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ № 8»г. Астрахань, Астраханская областьМЕЖРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙАннотация: в данной статье рассмотрена необходимость включения в учебное занятие межпредметных заданий, способных сформировать метапредметные компетентности, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.Ключевые слова: межпредметные задания, способы познавательной деятельности, метапредметные результаты и компетентности, личностные результаты обучения.Думается, каждый учитель перед каждым уроком задается вопросом: как построить и провести учебное занятие так, чтобы все обучающиеся, независимо от уровня подготовки и заинтересованности в самом уроке, стали его активными участниками. Какие задания заставили бы детей включить здоровую состязательность, дух соперничества, «вынули» бы из них знания по тем предметам, на уроках которых они, возможно, не проявляли активности или интереса, стали бы «работать» на формирование умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.Практика показывает, что межпредметные задания на уроках способны «обезоружить» скептиков, заинтересовать пассивных, поверить в себя сомневающихся и, даже, откровенных бездельников; они дают возможность сформировать, прежде всего, такое метапредметное умение как – работа с разными источниками информации и, в первую очередь, с текстовыми. Наши усилия направлены на то, чтобы ученик научился относиться к чтению как творческому процессу, адекватно бы понимал текст, различал бы процедуры анализа и оценивания текста и его фрагментов, использовал бы основные стратегии смыслового чтения учебных (познавательных, научно – популярных) и художественных текстов, сравнивал бы различные мнения по поводу прочитанного. Обучающиеся должны связывать новую информацию с уже имеющейся, оценивать и упорядочивать ее. Именно такие умения имеют метапредметный характер, а значит, должны быть использованы в процессе обучения различным предметам.Основываясь на опыте работы, мы приведем примеры межпредметных заданий на уроках истории, которые помогают выявлять и сформировывать у обучающихся не только устойчивый интерес к самому предмету, но и такие метапредметные компетентности как: умение планировать и осуществлять свою деятельность, умение работать в коллективе, умение осуществлять познавательные действия и наличие коммуникативных умений. В нашей практике два учебных предмета используются в качестве «помощников» истории – это литература и математика. Задания, связанные с их предметными областями можно, при желании, использовать на каждом уроке, делая его интересным, познавательным, запоминающимся, а главное – отвечающим требованиям ФГОС.Рассмотрим некоторые варианты межпредметных заданий на уроках истории России в 6 классе, которые можно рекомендовать для выполнения, как всему классу, так и группе обучающихся, если предварительно разделить класс на группы по уровню интереса к учебным предметам: «математики», «лингвисты», «историки».§5. «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Задание 1. Прибавьте к дате принятия Русью христианства дату гибели князя, которому принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связано с числом, полученным в результате. Решение: 988 г. — принятия Русью христианства; 972 г. — гибель князя Святослава; (988 + 972): 2 = 980, 980 г. — начало правления князя Владимира.Задание 2. Принятие христианства Русью произошло при этом князе. Сумма цифр числа (даты) последнего года его правления сложить с суммой цифр числа (даты) последнего года правления князя Игоря будет равна 25. Какое событие дает сумму чисел даты равную 25? Решение: 1015 г. — последний год правления князя Владимира; 945 г. — последний год правления князя Игоря; (1+0+1+5) + (9+4+5) = 9+8+8; 988 г. — принятие Русью христианства.Задание 3. Прочитайте отрывок из стихотворения. О каких предпосылках феодальной раздробленности говорится в данном отрывке? «Русь разделил на княжества Владимир.И каждый сын удельным князем стал.Но юный Ярослав из – за своей гордыниДань Киеву платить вдруг перестал.Решили новгородцы: - "Сколько можно?Дань Киеву мы платим сотню лет.А в час лихой не Киев нам поможет,С варягами мы справимся от бед!»§17. «Северо – Западная Русь между Востоком и Западом». Задание 1. В возрасте 43 лет умер выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, когда он родился? Решение: 1480 г. — освобождение Руси от ордынского владычества; 1480 — (217 + 43) = 1220; 1220 г. — родился Александр НевскийЗадание 2. О каких исторических событиях 1241 – 1242 г.г. рассказывается в поэме «Ледовое побоище» К. Симонова?«Князь первым делом взял Копорье, Немецкий городок сломал, Немецких кнехтов в Приозерье Кого убил, кого поймал. Созвав войска, собрав обозы, Дождавшись суздальских полков, Зимой, в трескучие морозы Он обложил внезапно Псков». Задание 3. Какая тактика ведения боя крестоносцами описана в стихотворении Н.П. Кончаловской «Слово о побоище ледовом»? Какое историческое значение имела победа в этой битве? (привести фрагменты стихотворения)Таким образом, можно с уверенностью сказать, что установление связей между учебными предметами на уроках истории посредством межпредметных заданий – необходимое условие развития системы знаний о реальных объектах изучаемой действительности, формирования общекультурных знаний и умений самостоятельно устанавливать существенные причинно – следственные связи между предметами и явлениями, что в свою очередь является метапредметным содержанием образовательных стандартов нового поколения.Список литературы 
  • Клепиков, В. Н. К метапредметности через эвристическую конкретность. Как увлекательно выйти на метапредметный уровень? / В. Н. Клепиков // Педагогические технологии. - 2012. - № 3 - С. 309.
  • Лебедева, О.Е. Учимся вместе решать проблемы: методический пакет метапредметных программ для участников проекта «Создание, а школе системы оценивания метапредметных результатов в образовательной деятельности учащихся» [Текст] / О. Е. Лебедева // - СПб., 2009.
  • Новикова, Л. Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математики как условие формирование универсальных учебных действий [Текст] / Л.Ю. Новикова // Вестник ТГПУ . - 2011. - №10. - С. 141-144
  • Сухих, Е. В. Приемы развития метапредметных компетенций при работе с текстом [Текст] / Е. В. Сухих // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2012. - № 1 - С. 60-64.
  • Устиловская, А.А. Метапредмет "Задача" [Текст]: учебное пособие для педагогов / А. А. Устиловская // - Москва: НИИ инновационных стратегий развития общего образования: Пушкинский институт, 2011. - 269 с.
  • Хуторской, А. В. Метапредметное содержание в стандартах нового поколения [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. - 2012. - № 4 - С. 36-47.