Публикации
Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики
Автор: Сорокина Анастасия Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики
Автор: Сорокина Анастасия Сергеевна
Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики
Сорокина Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов
МБУ Школа №91, г.о.Тольятти
Современное общество нуждается в людях, которые обладали бы высоким уровнем развития логического мышления. В первую очередь это связано с тем, что прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии, а это требует постоянного совершенствования знаний человека. Введение новых образовательных стандартов - это первый этап, направленный на достижение данной цели. Именно поэтому концепция формирования универсальных учебных действий (далее УУД), в том числе и логических действий, является основополагающей идеей образовательных стандартов [3].
Формирование логических УУД необходимо начинать уже с младшего школьного возраста[1]. Это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте мышление выходит в центр всего психического развития. В свою очередь мышление способствует развитию других познавательных процессов[2].
В начальной школе одним из важных предметов, направленных на формирование логических УУД, является математика. В рамках изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с основными логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и т.п.).
Современные учебно-методические комплексы разработаны в соответствии ФГОС НОО, поэтому в них изначально заложены задания, направленные на формирование логических действий. Однако этого недостаточно. Для успешного формирования логических УУД требуются дополнительные формы работы в рамках уроков математики. Продолжительность урока ограничена, поэтому это должны быть такие методы, которые не требуют больших затрат времени. Далее мы рассмотрим некоторые из них.
На уроках математики целесообразно проводить логические пятиминутки. Проводить их необходимо на этапе актуализации знаний. Каждая логическая пятиминутка может быть напрямую связана с прошлой темой. Педагог самостоятельно выбирает типы заданий, которые будет использовать (третий лишний, найди общее, найди закономерность и т.п.). Подобная работа должна проводиться систематически, а задания должны от урока в урок чередоваться. Нельзя использовать одинаковый материал.
Формированию логических УУД способствует применение на уроках парной или групповой работы. Это обусловлено тем, что в ходе такой работы строится диалог между участниками, дети учатся слушать друг друга и анализировать, что говорят. Здесь поможет метод мозгового штурма. Например, при решении логических задач учащиеся обсуждают с соседом по парте возможные пути решения, но выбирают только один, наиболее оптимальный по их мнению.
Игровая деятельность - это еще один из эффективных способов формирования логических действий. На уроках математики можно проводить следующие игры: Математические горки, Цепочка, Спрятанное число, Математические загадки и много другое.
Таким образом, для того, чтобы сформировать у младших школьников логические универсальные действия, необходимо внедрять в урок разнообразные формы работы. Следует отметить, что предложенные задания не зависят от того, по какой программе занимаются учащиеся. Данные методы универсальны и просты в подготовке. Кроме того, они помогут сделать урок математики интересным и эффективным для учащихся.
.
Список используемой литературы
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С.Выготский. – М. : АСТ, 2011. – 640 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 11 декабря 2020г., № 712.
Сорокина Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов
МБУ Школа №91, г.о.Тольятти
Современное общество нуждается в людях, которые обладали бы высоким уровнем развития логического мышления. В первую очередь это связано с тем, что прогресс не стоит на месте, появляются новые технологии, а это требует постоянного совершенствования знаний человека. Введение новых образовательных стандартов - это первый этап, направленный на достижение данной цели. Именно поэтому концепция формирования универсальных учебных действий (далее УУД), в том числе и логических действий, является основополагающей идеей образовательных стандартов [3].
Формирование логических УУД необходимо начинать уже с младшего школьного возраста[1]. Это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте мышление выходит в центр всего психического развития. В свою очередь мышление способствует развитию других познавательных процессов[2].
В начальной школе одним из важных предметов, направленных на формирование логических УУД, является математика. В рамках изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с основными логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и т.п.).
Современные учебно-методические комплексы разработаны в соответствии ФГОС НОО, поэтому в них изначально заложены задания, направленные на формирование логических действий. Однако этого недостаточно. Для успешного формирования логических УУД требуются дополнительные формы работы в рамках уроков математики. Продолжительность урока ограничена, поэтому это должны быть такие методы, которые не требуют больших затрат времени. Далее мы рассмотрим некоторые из них.
На уроках математики целесообразно проводить логические пятиминутки. Проводить их необходимо на этапе актуализации знаний. Каждая логическая пятиминутка может быть напрямую связана с прошлой темой. Педагог самостоятельно выбирает типы заданий, которые будет использовать (третий лишний, найди общее, найди закономерность и т.п.). Подобная работа должна проводиться систематически, а задания должны от урока в урок чередоваться. Нельзя использовать одинаковый материал.
Формированию логических УУД способствует применение на уроках парной или групповой работы. Это обусловлено тем, что в ходе такой работы строится диалог между участниками, дети учатся слушать друг друга и анализировать, что говорят. Здесь поможет метод мозгового штурма. Например, при решении логических задач учащиеся обсуждают с соседом по парте возможные пути решения, но выбирают только один, наиболее оптимальный по их мнению.
Игровая деятельность - это еще один из эффективных способов формирования логических действий. На уроках математики можно проводить следующие игры: Математические горки, Цепочка, Спрятанное число, Математические загадки и много другое.
Таким образом, для того, чтобы сформировать у младших школьников логические универсальные действия, необходимо внедрять в урок разнообразные формы работы. Следует отметить, что предложенные задания не зависят от того, по какой программе занимаются учащиеся. Данные методы универсальны и просты в подготовке. Кроме того, они помогут сделать урок математики интересным и эффективным для учащихся.
.
Список используемой литературы
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С.Выготский. – М. : АСТ, 2011. – 640 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 11 декабря 2020г., № 712.