Публикации
Подготовка учителя к проведению занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка учителя к проведению занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Автор: Бушманов Александр Иванович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка учителя к проведению занятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций
Автор: Бушманов Александр Иванович
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителя к проведению занятий с учащимися общеобразовательного учреждения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Материал поможет молодому специалисту грамотно подготовиться к проведению урока, а опытному педагогу – совершенствовать свои профессиональные качества.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации О гражданской обороне гражданская оборона (ГО) в школе организуется в целях защиты учащихся и работников общеобразовательного учреждения от опасностей вследствие возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера, а также при возникновении военных действий и вследствие этих действий.
Одной из основных задач гражданской обороны в школе является обеспечение обучения школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Качество подготовки учащихся по ГО во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Подготовка учителя к занятию (уроку) по ГО включает уяснение темы, подбор и изучение рекомендованной литературы, нормативов по ГО, определение (уточнение) цели занятия и учебных вопросов, времени на их отработку, метода обучения, порядка проведения занятия, разработку технологической карты урока (плана-конспекта), подготовку помощников для проведения занятия, изучение практических приемов, отрабатываемых с учащимися, и тренировки в их правильном выполнении, выбор и подготовку места проведения занятия (кабинет, городок, материальная база шефствующего предприятия и т.п.), а также учебного имущества и наглядных пособий.
Для уяснения темы предстоящего занятия учителю необходимо изучить вопросы ГО учебной программы по ОБЖ, учебно-методические рекомендации. При этом целесообразно установить связь данной темы с другими темами курса ОБЖ и понять, в какой мере она знакома учащимся.
Подбор и изучение литературы по теме занятия, рекомендуемой программой, не исключает широкого использования материалов сети Интернет, что позволит учителю выявить современные взгляды по изучаемому вопросу, быть в курсе нового, передового в теории и практике ГО.
Учебные цели занятия должны быть реальными и предусматривать либо ознакомление учащихся с каким-то вопросом, либо тренировку их в каких-либо действиях, либо проверку их знаний и умений. При этом необходимо ясно и четко представлять себе, чего следует достичь в результате проведенного занятия.
Учебные вопросы определяются с учетом содержания темы и учебных целей занятия. Обычно на одно занятие планируется изучение не более 2-3 вопросов. Распределение времени на отработку учебных вопросов производится с учетом их важности и общего времени, отводимого на изучение темы.
Учитывая необходимость обучения школьников практическим действиям, учитель, готовясь к проведению урока, сам обязан тщательно изучить те приемы, которые он должен отработать с учениками. Это требует от него не только знания этих приемов, но и постоянной тренировки в правильном их выполнении в установленное нормативами время.
В случае необходимости в помощь себе учитель заблаговременно готовит помощников из числа учащихся, проводя с ними инструктивное занятие и необходимые тренировки.
Достижение учебных целей занятия, особенно тренировки, в значительной степени зависит от содержания наглядных пособий и используемых технических средств. Учитель должен подготовить к уроку приборы, средства защиты, различное имущество, учебно-консультационные пособия и подобрать учебные фильмы (слайды).
Важно также решить, где проводить урок или тренировку (в кабинете, учебном городке, защитном сооружении), и подготовить для этого место. Для занятия может использоваться учебно-материальная база шефской организации, закрепленной за школой соответствующим штабом ГО.
Готовясь к проведению занятия (тренировки), следует заранее разработать и иметь технологическую карту урока (план-конспект).
Технологическая карта обеспечивает: реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), эффективное и качественное преподавание учебного курса в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет учителю провести урок организованно, правильно и полно изложить содержание темы, образцово выполнить приемы (действия), не пропустить главного, избежать повторения, не допустить ошибок при расчете времени на отработку учебных вопросов, определить порядок использования технических и наглядных средств обучения, отработать практическое выполнение приемов (действий) по элементам, а затем в целом в пределах установленных нормативов.
План-конспект урока составляется в произвольной форме, но в нем обязательно должны быть отражены – в первой части: тема занятия или тренировки, учебные цели, метод и место проведения урока, учебные вопросы и расчет времени на их изучение, материальное обеспечение занятия, рекомендуемая литература; во второй: краткое содержание учебных вопросов и методика их изложения, выводы, которые ученики должны сделать, схемы, рисунки, которые надо будет изобразить на доске или показать с помощью технических средств обучения; вопросы, которые должны быть заданы при опросе и контроле усвоения материала, порядок выполнения приема или действия по элементам, а затем в целом, нормативы, задания ученикам на дом. В этой части раскрывается структура урока и характер действий учителя и обучаемых.
Эффективной формой совершенствования подготовки учителя является периодическое обучение на курсах повышения квалификации по ГО, посещение вебинаров и семинаров, занятий, проводимых учителями других школ, присутствие (участие) на мероприятиях по ГО других образовательных организаций.
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЗАЩИТЕ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителя к проведению занятий с учащимися общеобразовательного учреждения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций. Материал поможет молодому специалисту грамотно подготовиться к проведению урока, а опытному педагогу – совершенствовать свои профессиональные качества.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации О гражданской обороне гражданская оборона (ГО) в школе организуется в целях защиты учащихся и работников общеобразовательного учреждения от опасностей вследствие возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера, а также при возникновении военных действий и вследствие этих действий.
Одной из основных задач гражданской обороны в школе является обеспечение обучения школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Качество подготовки учащихся по ГО во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Подготовка учителя к занятию (уроку) по ГО включает уяснение темы, подбор и изучение рекомендованной литературы, нормативов по ГО, определение (уточнение) цели занятия и учебных вопросов, времени на их отработку, метода обучения, порядка проведения занятия, разработку технологической карты урока (плана-конспекта), подготовку помощников для проведения занятия, изучение практических приемов, отрабатываемых с учащимися, и тренировки в их правильном выполнении, выбор и подготовку места проведения занятия (кабинет, городок, материальная база шефствующего предприятия и т.п.), а также учебного имущества и наглядных пособий.
Для уяснения темы предстоящего занятия учителю необходимо изучить вопросы ГО учебной программы по ОБЖ, учебно-методические рекомендации. При этом целесообразно установить связь данной темы с другими темами курса ОБЖ и понять, в какой мере она знакома учащимся.
Подбор и изучение литературы по теме занятия, рекомендуемой программой, не исключает широкого использования материалов сети Интернет, что позволит учителю выявить современные взгляды по изучаемому вопросу, быть в курсе нового, передового в теории и практике ГО.
Учебные цели занятия должны быть реальными и предусматривать либо ознакомление учащихся с каким-то вопросом, либо тренировку их в каких-либо действиях, либо проверку их знаний и умений. При этом необходимо ясно и четко представлять себе, чего следует достичь в результате проведенного занятия.
Учебные вопросы определяются с учетом содержания темы и учебных целей занятия. Обычно на одно занятие планируется изучение не более 2-3 вопросов. Распределение времени на отработку учебных вопросов производится с учетом их важности и общего времени, отводимого на изучение темы.
Учитывая необходимость обучения школьников практическим действиям, учитель, готовясь к проведению урока, сам обязан тщательно изучить те приемы, которые он должен отработать с учениками. Это требует от него не только знания этих приемов, но и постоянной тренировки в правильном их выполнении в установленное нормативами время.
В случае необходимости в помощь себе учитель заблаговременно готовит помощников из числа учащихся, проводя с ними инструктивное занятие и необходимые тренировки.
Достижение учебных целей занятия, особенно тренировки, в значительной степени зависит от содержания наглядных пособий и используемых технических средств. Учитель должен подготовить к уроку приборы, средства защиты, различное имущество, учебно-консультационные пособия и подобрать учебные фильмы (слайды).
Важно также решить, где проводить урок или тренировку (в кабинете, учебном городке, защитном сооружении), и подготовить для этого место. Для занятия может использоваться учебно-материальная база шефской организации, закрепленной за школой соответствующим штабом ГО.
Готовясь к проведению занятия (тренировки), следует заранее разработать и иметь технологическую карту урока (план-конспект).
Технологическая карта обеспечивает: реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), эффективное и качественное преподавание учебного курса в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. Обучение с использованием технологической карты позволяет учителю провести урок организованно, правильно и полно изложить содержание темы, образцово выполнить приемы (действия), не пропустить главного, избежать повторения, не допустить ошибок при расчете времени на отработку учебных вопросов, определить порядок использования технических и наглядных средств обучения, отработать практическое выполнение приемов (действий) по элементам, а затем в целом в пределах установленных нормативов.
План-конспект урока составляется в произвольной форме, но в нем обязательно должны быть отражены – в первой части: тема занятия или тренировки, учебные цели, метод и место проведения урока, учебные вопросы и расчет времени на их изучение, материальное обеспечение занятия, рекомендуемая литература; во второй: краткое содержание учебных вопросов и методика их изложения, выводы, которые ученики должны сделать, схемы, рисунки, которые надо будет изобразить на доске или показать с помощью технических средств обучения; вопросы, которые должны быть заданы при опросе и контроле усвоения материала, порядок выполнения приема или действия по элементам, а затем в целом, нормативы, задания ученикам на дом. В этой части раскрывается структура урока и характер действий учителя и обучаемых.
Эффективной формой совершенствования подготовки учителя является периодическое обучение на курсах повышения квалификации по ГО, посещение вебинаров и семинаров, занятий, проводимых учителями других школ, присутствие (участие) на мероприятиях по ГО других образовательных организаций.