Публикации Формирование социальной компетентности в бытовой сфере

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социальной компетентности в бытовой сфере
Автор: Касько Ксения Павловна

Формирование социальной компетентности в бытовой сфереНа данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Практика показывает, что многие выпускники интернатов оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что наши дети:
  • не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
  • у них не хватает самостоятельности;
  • низкий уровень знаний об окружающей среде;
  • специфические потребности в общении;
  • не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально- поведенческих особенностей;
  • им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий , поступков;
  • неспособность воспитанников применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
  • несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
  • неструктурированное восприятие социального мира;
  • завышенная самооценка.
  • Основные направления формировании социальной компетентности воспитанников в условиях школы- интерната:1. Повышать социально- психологическую компетентность, способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, учить применять полученные знания на практике, осуществлять работу по конкретизации жизненных планов, приучать к самообслуживанию и обслуживающему труду.2. Расширять бытовой и социальный опыт детей, приближать воспитательный процесс к реальным жизненным условиям, моделировать жизненные и производственные ситуации, включать воспитанников в процесс активной практической деятельности, создавать условия для эмоционального, ситуативно- делового общения со взрослыми.3. Формировать у воспитанников адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, найти себе достойное место в жизни, развивать уверенность в своих силах; умение правильно ориентироваться в любой жизненной ситуации.Целью социально- бытовой подготовки воспитанников интерната является не только формирование у каждого ребенка того или иного запаса знаний и навыков, но и развитие умения использовать эти знания для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Поэтому возникла необходимость говорить о компетентности ребенка в социально- бытовых вопросах. Что подразумевает:
  • знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода);
  • умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений
  • ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта);
  • экономико- бытовые умения;
  • умение организовывать свой досуг;
  • умение общения;
  • представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;
  • эмоционально- положительное отношение к окружающим,
  • развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
  • Все занятия по социально- бытовой ориентировке должны быть направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, труду, на формирование у них знаний, умений, способствующих социальной адаптации. Пути формирования социально-бытовой компетентности:- Демонстрация и активные действия с демонстрируемым объектом: посуда, обувь, игрушки, изображения, практический показ действий.- Моделирование реальных ситуаций: сюжетно- ролевые игры.-Использование проблемных ситуаций: решение проблемных задач; нахождение правильного выхода из ситуации.Основные методы формирования социально – бытовой компетентности :- сюжетно- ролевые игры; Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. Сюжетно- ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов. В игре ребенок учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно. В сюжетно- ролевых играх усваиваются правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями , учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений. Сюжетно- ролевую игру можно применять как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, воспитанники применяют усвоенные ими знания и приемы. При этом организуя игру, нужно придерживаться составленному плану, стараясь не давать конкретных указаний –как поступать, а ставить детей в ситуацию выбора и принятия самостоятельного решения.Результатом проведения таких игр является:
  • могут более свободно общаться со взрослыми и сверстниками;
  • находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
  • уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
  • получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
  • Может значительно уменьшится неадекватного восприятия детьми различных ситуаций;
  • к концу 9 класса многие выпускники уже свободно пользуются услугами сферы быта;
  • - практические упражнения. Большое значение имеет овладение детьми не теоретическими сведениями, а практическими умениями и навыками , т.к. сведения не подкрепленные действиями , не будут способствовать подготовке к самостоятельной жизни. Практические виды деятельности являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания :
  • личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
  • развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости. смекалки, сообразительности.
  • Необходимо больше использовать системы упражнений, которые каждый может выполнять индивидуально. В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык , который они будут использовать в своей самостоятельной жизни. Результатом использования практических упражнений является:
  • становятся более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую работу до конца;
  • некоторые начитают подходить к работе творчески, искать свои решения задач, выходы из ситуаций, заменять одни предметы другими;
  • стараются грамотно и аккуратно заполнять различные деловые бумаги, понимая их значимость.
  • - экскурсии;Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся на различных предприятиях, магазинах, на предприятиях службы быта, в отделениях связи, в различные учреждения. Цель экскурсий заключается не только в закреплении знаний, но и в закреплении умений рационально с учетом материальных возможностей выбирать тот товар , который необходим, ориентироваться в маркировке на этикетках одежды, осуществлять подсчеты при написании телеграмм, покупке медицинских препаратов, подсчитывать размер платы за коммунальные услуги и др. Экскурсии носят не только познавательный характер. Нужно строить их таким образом, чтобы дети выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.Результатом проведения экскурсий является:
  • воспитанники овладевают навыками делового общения,
  • получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
  • не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
  • правильно формулируют вопросы к работникам торговли, связи, транспорта;
  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;
  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;
  • умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
  • вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
  • способны воспринимать реальный мир, ориентироваться в нем.
  • - беседы;Беседа является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулируются в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаются наглядным материалом.Результатом использования данных заданий является то, что воспитанники:
  • лучше усваивают материал, не испытывают трудностей в выборе правильного ответа;
  • значительно повышается уровень усвоения социально- бытовых знаний;
  • появляется заинтересованность в получении новых знаний ;
  • повышается понимание значимости таких знаний для самостоятельной жизни;
  • расширяется круг представлений об основных нуждах человека.
  • Только такая системная работа по формированию социально- бытовой компетентности воспитанников помогает достигать результатов. А именно:
  • выпускники имеют достаточное представление об окружающей действительности и знания бытового характера;
  • большинство выпускников успешно устраивают свою семейную жизнь: ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, содержат земельный участок;
  • к концу обучения в школе, почти все дети осознают свои индивидуальные и эмоционально- личностные особенности и реально оценивают свои возможности в дальнейшем трудоустройстве;
  • у ребят накапливается достаточный опыт о нормах поведения в обществе;
  • они способны реально воспринимать мир города, села, улицы и ориентироваться в нем.
  • Таким образом, работа по формированию социальной компетентности воспитанников в бытовой сфере в условиях школы- интерната очень важна и необходима, и должна идти непрерывно на протяжении всех лет обучения ребенка, охватывать всю его жизнь. Каждый режимный момент, урок, занятие должны приносить ребенку частичку опыта в самостоятельном жизнеустройстве.