Публикации Первые шаги на пути построения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Первые шаги на пути построения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.
Автор: Шамина Нинель Александровна, Герц Елена Геннадьевна

Первые шаги на пути построения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.Работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института се-мьи понимают все специалисты, работающие в детской среде. Только в семьеребенок может жить полноценной жизнью, а в хорошей семье – быть счаст-ливым.В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблемэкономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция са-моустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично-стного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниемвозрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуще-ствляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приноситпозитивных результатов. А семья для малыша – это мир, в котором заклады-ваются основы морали, отношение к людям.Педагог, работающий с детьми, не может быть воспитателем и родите-лей – отношения «свысока» никогда не отличались эффективным результа-том. Отношения с родителями можно построить лишь на принципе педагоги-ческой поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной дет-ской проблеме.Планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся –первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используяразнообразные формы проведения родительских собраний, вовлечения роди-телей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения роди-тельского актива. В работе с родителями, что доказано психологами нужно учитывать этапы взаимодействия:1-й этап - «Трансляция родителям положительного образа ребенка».Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что – то натворил. Бе-седа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех!2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они немогли бы получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенно-стях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, ре-зультатах социометрии и др. При этом соблюдается принцип «Ваш ребеноклучше всех» - каждую поделку представляют как исключительную, даже ес-ли самим так не кажется.3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспита-нии ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, вос-питатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужнопомнить, что полученной информацией не следует делится с коллегой погруппе и в целом использовать её только для организации позитивного взаи-модействия.4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ре-бенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей приуспешном проведении предыдущих этапов, может осторожно начинать да-вать советы родителям. Основная задача, стоящая перед детским садом - взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Взаимодействие представляет с собой способ организации совместнойдеятельности, с помощью общения либо каких-то действий.Одной из форм взаимодействия с родителями являются совместныедосуговые мероприятия: физкультурные развлечения, спортивные праздники, клубы выходного дня и т.д.Становясь активными участниками «общественной» жизни и процессаобучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими» родителя-ми, поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают всё новые уме-Досуговое направление в работе с родителями является самым привле-кательным, востребованным, полезным организованным мероприятием. Этообъясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям:увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то естьприобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с роди-тельской общественностью в целом.Во время подготовки к развлечениям родители являются главными по-мощниками: в помощи в разработке сценария, в разучивании стихов, песен, танцев, в помощи в оформлении помещения, в пошиве праздничных костюмов, в изготовлении масок, пособий.Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, де-тей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверен-ность в успехе совместной работы, решает многие проблемы, позволяютвзрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребёнку в игре.